Фрагмент рабочей программы по теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Умножение и деление». (6 класс)
рабочая программа по математике (6 класс)

Михеева Ирина Анатольевна

Фрагмент структурирования рабочей программы от результатов освоения темы (ООО) (разработано в соответствии с новыми ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент рабочей программы по теме:

 «Арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Умножение и деление».

(разработано в соответствии с новыми ФГОС)

Разработал: учитель математики ГКОУСКОШИ №52 Михеева И.А.

Так как в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом главным аспектом являются образовательные результаты, которые обучающиеся должны достичь в результате своей учебной деятельности, то это нашло отражение и в рабочей программе при изучении каждого блока данной темы, которая в нашей школе изучается в 6 классе и рассматривается после изучения правил сложения и вычитания дробей. Каких-то новых понятий и определений в данной теме не вводится, так как они были введены ранее в 5 классе.

Рассматриваются следующие блоки:                                                                                                                                                                  - умножение обыкновенных дробей;                                                                                                                                                                      - взаимообратные числа;                                                                                                                                                                                       - деление обыкновенных дробей;                                                                                                                                                                        - арифметические операции над смешанными числами;                                                                                                                                  - решение уравнений;                                                                                                                                                                                                    - нахождение дроби от числа и числа по дроби;                                                                                                                                                - решение текстовых задач разных типов на все действия с дробями.

Все блоки выстроены в 9 линеек, каждая из которых отражает последовательное изучение темы и указывает на три уровня предполагаемых образовательных результатов по данной теме: начальный (репродуктивный), повышенный (продуктивный) и высокий (рефлексивный).

Таким образом, кроме непосредственно самих правил умножения и деления дробей, запланировано решение примеров, уравнений и задач по схеме возрастания сложности.

При работе над фрагментом рабочей программы мною были подобраны цифровые ресурсы Московской Электронной Школы для изучения и закрепления темы в виде сценариев уроков, тестов и контрольных заданий (в таблице приведены ссылки на эти материалы).

А для установления уровня подготовки учащихся я планирую использовать такие формы контроля, как:

- ведение тетради (где оценивается умение грамотно записывать обыкновенные дроби, смешанные числа и арифметические действия с ними);                                                                                                                                                                                                  - домашнее задание (позволяющее оценить самостоятельное выполнение упражнений по данной теме с опорой на конспект);                                                                                             - опрос (включающий в себя устный и письменный ответ на задания);

*Так как наша школа является коррекционной (обучающей слабослышащих детей), то конечно же большое внимание уделяется правильному произношению математических терминов. Данная тема требует обращения особого внимания на правильное произношение названия дробей. Как раз устный опрос позволяет корректировать неправильное произношение терминов.

-математический диктант (оценивающий способность восприятия задания на слух, быстрое выполнение вычислительных операций с обыкновенными дробями и нахождение ответа);                                                                                                                                                                            - тест (включающий в себя задания на сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями, на умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел);                                                                                                                                                                                                                      - комбинированная работа (где оценивается выполнение практических заданий на арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями, включая самостоятельные работы со взаимопроверкой и оценкой результата);                                                                                                     - решение задач ( как индивидуальное, так и групповое решение практических задач на нахождение числа по значению дроби и дроби от числа , текстовых задач разных типов на умножение и деление дробей);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - учебные задания, оценивающие умение конструировать текстовые задачи на основе ситуаций из реальной жизни;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - контрольная работа по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 - творческая работа по теме: «Обыкновенные дроби» (выполняется по желанию обучающихся в соответствии с их заинтересованностью в изучении предмета).

В итоге изучения темы учащиеся должны не только овладеть применением алгоритмических предписаний к решению конкретных заданий, но и научиться использовать логические средства для обоснования решения; уметь распознавать по характерным признакам и использовать при решении задач конкретные примеры понятия; научиться мыслить и самостоятельно принимать решения; видеть и принимать как свои ошибки, так и признавать право на ошибку другого человека.

А запланированное посещение музеев и проведение там тематических уроков, надеюсь, поможет формированию представлений о математике, как части общечеловеческой культуры и значимости её в развитии цивилизации и современного общества в целом (что отражает по сути своей личностные результаты учебной деятельности обучающихся, которые также представлены в соответствующей графе программы).

Фрагмент структурирования рабочей программы от результатов освоения темы (ООО)

Тема: Арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Умножение и деление.

Содержание темы: Умножение обыкновенных дробей. Взаимообратные числа. Деление обыкновенных дробей. Арифметические операции над смешанными числами. Решение уравнений с обыкновенными дробями. Нахождение дроби от числа и числа по дроби. Решение текстовых задач разных типов на все действия с дробями.

Предметные и метапредметные (М) результаты

Личностные результаты

Начальный

(репродуктивный)

Повышенный

(продуктивный)

Высокий

(рефлексивный)

Выполнять умножение обыкновенных дробей и дроби на число по правилам.

Применять законы умножения для преобразования и нахождения значения числовых и буквенных выражений, содержащих обыкновенные дроби.

Конструировать и решать текстовые задачи на умножение обыкновенных дробей на основе ситуаций из реальной жизни, применяя разные способы решения (М)

Умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, использовать понятие и его свойства при решении задач.

Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.

Развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству.

Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

 Овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения.

Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

Выполнять умножение смешанных чисел, смешанного числа на натуральное число или обыкновенную дробь по правилам и с помощью законов умножения.

Применять законы умножения для преобразования и нахождения значения числовых и буквенных выражений, содержащих смешанные числа.

Конструировать и решать текстовые задачи на умножение смешанных чисел на основе ситуаций из реальной жизни, применяя разные способы решения (М)

Определять дробь, обратную данной и взаимно обратные числа. Выполнять деление дроби на число и деление обыкновенных дробей по правилам.

Применять правила деления обыкновенных дробей для преобразований и упрощения числовых и буквенных выражений, вычисления их значений. Выбирать удобный порядок действий в выражениях.

Конструировать и решать текстовые задачи на деление обыкновенных дробей на основе ситуаций из реальной жизни, применяя разные способы решения (М)

Выполнять деление смешанных чисел, смешанного числа на натуральное число или обыкновенную дробь по правилам.

Применять правила деления смешанных чисел для преобразований и упрощения числовых и буквенных выражений, вычисления их значений. Выбирать удобный порядок действий в выражениях.

Конструировать и решать текстовые задачи на деление смешанных чисел на основе ситуаций из реальной жизни, применяя разные способы решения (М)

Определять порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях, содержащих дроби с разными знаменателями.

Выявлять удобный порядок действий в дроби, числитель и знаменатель которой содержит выражения, включающие арифметические действия с дробями, имеющими разные знаменатели.

Выбирать удобный порядок действия, упрощать числовые и буквенные выражения, содержащие дроби с разными знаменателями (М)

Решать уравнения с обыкновенными дробями и смешанными числами на основе зависимостей между компонентами умножения и деления, выполнять проверку.

Применять в ходе решения уравнений с обыкновенными дробями и смешанными числами законы умножения и свойства деления, выполнять проверку.

Находить множество всех корней заданного уравнения, указывая, при каких условиях существуют решения и каковы они (М)

Находить по правилу дробь от числа (величины) и число (величину) по заданному значению дроби.

Решать практические задачи на нахождение числа по значению дроби и дроби от числа с помощью правил.

Конструировать и решать задачи из реальной жизни на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби с помощью правил, аргументированно оценивать (М)

Решать текстовые задачи разных типов на умножение и деление дробей арифметическим способом.

Решать текстовые задачи на умножение и деление с помощью формул и уравнений.

Конструировать и решать текстовые задачи на умножение и деление дробей на основе ситуаций из реальной жизни, применяя разные способы решения (М)

Решать текстовые задачи разных типов на все действия с дробями арифметическим способом.

Решать текстовые задачи разных типов на все арифметические действия с дробями с помощью формул и уравнений.

Конструировать и решать текстовые задачи на все арифметические действия с дробями на основе ситуаций из реальной жизни (М)

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Музеи Московского Кремля     https://www.kreml.ru                                                                                                                                         Политехнический музей   https://polymus.ru/ru/                                                                                                                                                                   Музей космонавтики   https://kosmo-museum.ru                                                                                                                             Парк Зарядье    https://www.zaryadyepark.ru

Цифровые ресурсы МЭШ 

 

Сценарий темы: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2352892/view 

Сценарий урока:

  1. Умножение обыкновенных дробей: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/472540/view
  2. Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1821838/view
  3. Взаимно обратные дроби. Деление дробей: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2111868/view
  4. Деление дробей: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2189214/view
  5. Нахождение части целого и целого по его части: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/250546/view 
  6. Задачи на нахождение числа по данному значению его дроби: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1111291/view
  7. Умножение и деление обыкновенных и смешанных дробей (обобщение): https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1653607/view
  8. Контрольная работа: "Умножение и деление обыкновенных дробей": https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/968006/view 

Тесты:

  1.  Умножение обыкновенных дробей: https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/203227

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/253661/task/1 

  1. Деление обыкновенных дробей: https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/203232/task/1
  2. Умножение и деление обыкновенных дробей: https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/274327/task/1

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/312424/task/1 

  1. Умножение и деление обыкновенных дробей (+ задачи, нахождение числа по его части): https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/277914/task/1
  2. Нахождение числа по его части: https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/93713/task/1
  3. Задачи на нахождение части числа и числа по его части:

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/340920/task/1

  1. Самодиагностика из библиотеки МЭШ Математика 5-9 класс I четверть:

https://uchebnik.mos.ru/material/external_material/406?menuReferrer=self_test

Возможные формы оценки деятельности учащихся

- ведение тетради (умение грамотно записывать обыкновенные дроби, смешанные числа и арифметические действия с ними);                                                                                                                                                                                               - домашнее задание (самостоятельное выполнение заданий по данной теме с опорой на конспект);                                     - опрос (включающий в себя устный и письменный ответ на задания по теме: правила умножения и деления обыкновенных дробей);                                                                                                                                                                                                                   - решение задач ( индивидуальное и групповое решение практических задач на нахождение числа по значению дроби и дроби от числа , текстовых задач разных типов на умножение и деление дробей);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - математический диктант (оценивающий способность восприятия задания на слух, быстрое выполнение вычислительных операций с обыкновенными дробями и нахождение ответа);                                                                                                                                                                            - тест (включающий в себя задания на сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями, на умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел);                                                                                                                                                                                                                      - комбинированная работа (выполнение практических заданий на арифметические действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями, включающая самостоятельные работы со взаимопроверкой и оценкой результата);                                                                                                                                                                                                          - учебные задания, оценивающие умение конструировать текстовые задачи на основе ситуаций из реальной жизни;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - контрольная работа по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - творческая работа по теме: «Обыкновенные дроби».                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Данная методическая разработка может использоваться на уроке открытия новых знаний....

Урок математики в 6 классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Нетрадиционная форма проведения урока - в виде прохождения медосмотра, даёт возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность....

разработка урока по математике 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Конспект и презентация к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Тип урока: Открытие нового знания.Цели деятельнос...