Разработка внеклассного мероприятия по математике: Занимательная математика
материал по математике

Монгуш Чокпак Артуровна

Технологическая карта внеклассного мероприятия


Дата:  11.09.2021 г.
Тема: Занимательная математика
Цель: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Направление внеурочной деятельности: Обще-интеллектуальное 

Форма организации занятия: Игровая форма работы
Виды внеурочной деятельности: Игровая, познавательная
Задачи:

Учебные:

1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.

2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.

3. Развивать речь, память, логическое мышление, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

1. Воспитывать командный дух, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.

3. Воспитание умений защищать свои убеждения, аргументированно вести дискуссию.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

· познавательный интерес к способам решения новой задачи;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Метапредметные:

познавательные:

· строить сообщения в устной и письменной форме;

· устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;

коммуникативные:

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы;

· контролировать действия партнера;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Оборудование: проектор, конверты с заданиями.

Авторский медиапродукт: презентация.

Используемые источники: интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vm_po_matematike.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Разработка внеклассного мероприятия

 по математике:

Занимательная математика

Разработала:

студентка 5 курса МИ_307 группы

по направлению подготовки  

Педагогическое образование с  

двумя профилями «Математика» и «Информатика»

Монгуш Чокпак Артуровна

Подпись:________________

Руководитель практики от кафедры:

к.ф-м.н., доцент  Троякова Галина Александровна

Оценка: _________________

Подпись:_________________

г. Кызыл 2021г.

Технологическая карта внеклассного мероприятия


Дата:  11.09.2021 г.
Тема: Занимательная математика
Цель: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Направление внеурочной деятельности: Обще-интеллектуальное 

Форма организации занятия: Игровая форма работы
Виды внеурочной деятельности: Игровая, познавательная
Задачи:

Учебные:

  1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, логическое мышление, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

  1. Воспитывать командный дух, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитание умений защищать свои убеждения, аргументированно вести дискуссию.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • познавательный интерес к способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Метапредметные:

познавательные: 

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;

коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: проектор, конверты с заданиями.

Авторский медиапродукт: презентация.

Используемые источники: интернет-ресурсы.


Деятельность

учителя

Содержание

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

1 этап. Вступительная часть

Проверяет готовность обучающихся к занятию

Озвучивает тему и правила игрового занятия

Обеспечивает мотивацию

Здравствуйте, ребята!

Давайте сегодня проведём командную игру! Разделимся на 4 группы и быстренько выберите капитана каждой команды.

Но прежде чем мы начнём скажите, зачем вы изучаете математику?

Я не устаю повторять слова Махаила Васильевича Ломоносова «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Так на какую тему наша сегодняшняя игра? (Занимательная математика).

Правила такие: я показываю и зачитываю задание, а после того так команда решит задание, капитан поднимает руку. Выкрики с места засчитываться не будут. Если одна команда ответила неправильно, отвечает капитан той команды, что второй подняла руку. Если капитан даст не только ответ, но и сможет объяснить, как он получился, то получит дополнительный балл. Всем всё ясно? Начинаем!

Приветствуют учителя Отвечают на вопросы учителя

Слушают изречение и определяют тему занятия

Слушают правила игрового занятия

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

2 этап. Основная часть

Организует разнообразные виды деятельности: познавательную, игровую,

Обеспечивает мотивацию выполнения

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Дает комментарий к заданию

Задания.

№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?

Ответ: 3 мин.

№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?

Ответ: 40 десятков.

№3. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?

Ответ: 18 км в час.

№4. Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

Ответ: МЕТР

№5. Восемь шестизначных слагаемых подобраны так, что, разумно их, группируя, можно “в уме” найти сумму за 8 секунд. Выдержите ли вы такую скорость?

Плакат:

328645

491221

816304

117586

671355

508779

183696

882414

Ответ: 4000000.

№6. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?

Ответ: на 20 тетрадей

№7. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Ответ: 4 мин.

Минутная передышка! Фокус!

Из газеты склеить лист Мебиуса и разрезать его. «Афганская лента»

№8. В школе 370 учеников. Докажите, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, отмечающие свое рождение в один день (возраст у них может быть разный)

Ответ: Да, в году 365- 366 дней.

№9. Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное.

Ответ: 10+100+1000=1110

№10. Собрать из кусочков один серый квадрат (Даётся пятиэлементный квадрат Никитина).

№11. Особое задание! Шанс отстающим догнать лидеров! Перед вами кусочки из которых нужно собрать ещё 3 серых квадрата размером как из предыдущего задания. Первой команде 4 очка, второй 3, третьей 2, четвёртой 1.

Выполняют задания

Выполняют задания по карточкам

Объясняют свой выбор

Высказывают свое мнение

Дискутируют как в рамках обсуждения команды, так и с ведущим о верности ответа.

познавательный интерес к способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать причинно-следственные связи;

принимать и сохранять  задачу;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. 3 этап. Заключительная часть

Подведение итогов

  1. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на занятии

Что же, командой победительницей объявляю… Эти команды заняли 2, 3 и 4 места.

Рефлексия

Скажите, ребята вам понравилось наше занятие? Какие задания вам понравились?

Запомните, математика если и покажется вам скучной, вспомните, что можно увидеть её и с другой, интересной стороны!

До свидания, ребята!

Формулируют конечный результат своей работы на занятии, участвуют в рефлексии

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Ход мероприятия

Этапы мероприятия:

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Вступительная часть

Здравствуйте, ребята!

Давайте сегодня проведём командную игру! Разделимся на 4 группы и быстренько выберите капитана каждой команды.

Но прежде чем мы начнём скажите, зачем вы изучаете математику?

Я не устаю повторять слова Махаила Васильевича Ломоносова «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Так на какую тему наша сегодняшняя игра? (Занимательная математика).

Правила такие: я показываю и зачитываю задание, а после того так команда решит задание, капитан поднимает руку. Выкрики с места засчитываться не будут. Если одна команда ответила неправильно, отвечает капитан той команды, что второй подняла руку. Если капитан даст не только ответ, но и сможет объяснить, как он получился, то получит дополнительный балл. Всем всё ясно? Начинаем!

Основная часть

Задания.

№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?

Ответ: 3 мин.

№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?

Ответ: 40 десятков.

№3. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?

Ответ: 18 км в час.

№4. Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

Ответ: МЕТР

№5. Восемь шестизначных слагаемых подобраны так, что, разумно их, группируя, можно “в уме” найти сумму за 8 секунд. Выдержите ли вы такую скорость?

Плакат:

328645

491221

816304

117586

671355

508779

183696

882414

Ответ: 4000000.

№6. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?

Ответ: на 20 тетрадей

№7. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Ответ: 4 мин.

Минутная передышка! Фокус!

Из газеты склеить лист Мебиуса и разрезать его. «Афганская лента»

№8. В школе 370 учеников. Докажите, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, отмечающие свое рождение в один день (возраст у них может быть разный)

Ответ: Да, в году 365- 366 дней.

№9. Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное.

Ответ: 10+100+1000=1110

№10. Собрать из кусочков один серый квадрат (Даётся пятиэлементный квадрат Никитина).

№11. Особое задание! Шанс отстающим догнать лидеров! Перед вами кусочки из которых нужно собрать ещё 3 серых квадрата размером как из предыдущего задания. Первой команде 4 очка, второй 3, третьей 2, четвёртой 1.

Заключительная часть

Что же, командой победительницей объявляю… Эти команды заняли 2, 3 и 4 места.

Рефлексия

Скажите, ребята вам понравилось наше занятие? Какие задания вам понравились?

Запомните, математика если и покажется вам скучной, вспомните, что можно увидеть её и с другой, интересной стороны!

До свидания, ребята!

Самоанализ проведенного мероприятия по математике

Данное мероприятие является интеллектуальным мероприятием в рамках проведения недели математики. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями внеклассной работы по предметам. Подобраны вопросы по математике. Ход мероприятия был из 11 заданий. Учащиеся активно включались в игру, обсуждали вопросы и давали, в основном правильные ответы. На мероприятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с учащимися проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На мероприятии шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Мероприятие проведено на хорошем уровне. В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовалась форма групповой работы; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, рефлексия. Они способствовали развитию навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему, воспринимали все серьезно и осознанно. Мероприятие прошло на хорошем уровне.

Ребята работали активно. На мой взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение учащихся.

Подобное мероприятие является одним из элементов формирования интереса к предметам. Целесообразно проводить такие мероприятия, должна вестись системная работа в этом направлении, что я и буду реализовывать в следующих подобных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Вечер занимательной математики"

Создается две команды которые соревнуются между собой, между конкурсами я включила рекламные паузы....

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Конспект внеклассного мероприятия "Час занимательной математики"

Увлекательное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов, проходящее под девизом «Сегодня будем мы опять считать, отгадывать, смекать»....

внеклассное мероприятие квн занимательная математика и информатика

методическая разработка для проведения вечеров среди учеников 5-11 классов. Идеально для использования в рамках математической недели в школе...

Внеклассное мероприятие "Час занимательной математики", 6 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов "Час занимательной математики" может быть использовано в качестве одного из мероприятий, проводимых в рамках недели математики как внутри класс...