«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики»
учебно-методический материал по математике

Знакомство с педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx163.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики»
 

Цель мастер-класса: знакомство с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.


Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
  • содействовать профессиональному общению;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Шаг 1. Приветствие участников мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики».

https://uchportfolio.ru/users_content/dcf9082a17123c1adc46b4f19dc90e6c/images/%D0%9A%D0%9E%D0%972.gif


Шаг 2. Знакомство с некоторыми теоретическими положениями

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны выпускники, способные быстро адаптироваться в жизни.

Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся.

Решение задач практического содержания требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Что же такое компетентностно-ориентированное задание?

Компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.

Шаг 3. Практическое задание №1

  1. Работа в группе. Участники обсуждают вопрос: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»


(-недостаточность литературы

-нехватка времени в связи с загруженностью учителя

-отсутствие опыта составления

-отсутствие обучения составления).

Шаг 4. Новая информация
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:

  • имитация жизненной ситуации, деятельностная составляющая;
  • обучающий характер;
  • выход за рамки одной образовательной области;
  • наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
  • часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Эти задания легко узнаваемы:

https://uchportfolio.ru/users_content/dcf9082a17123c1adc46b4f19dc90e6c/images/%D0%9A%D0%9E%D0%973.gif

Существует следующая структура подобного задания: стимул – задачная формулировка – источник информации – инструмент оценивания.

Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, а источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки.

В качестве инструмента проверки могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ, бланк наблюдения. Также могут быть использованы элементы бально-рейтинговой системы оценивания.

https://uchportfolio.ru/users_content/dcf9082a17123c1adc46b4f19dc90e6c/images/%D0%9A%D0%9E%D0%974.gif

Шаг 5. Практическое задание №2
1) Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

Задача №1. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: «На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:

 

Коля

Миша

Паша

Федя

t, c

12

13

14

15

v, см/с

 

 

 

 

∆v

 

 

 

 

 В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?

Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
2) Формулируется вывод: Первая задача является компетентностно-ориентированным заданием, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.

Почему вторая задача не является компетентностно-ориентированным заданием? (Во второй задаче нет стимула, к ее решению, нет связи с жизнью, отсутствуют меж предметные связи)

Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?

Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)),

Шаг 6. Практическое задание №3
1) Работа в группе Участники выполняют задание: По предложенному компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.

Задача по теме «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии»: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли  использовать  интенсивность размножения бактерий во благо?

(Стимул – связь с жизнь, бактерии окружают нас,  каждый человек содержит в своем организме ряд положительных бактерий. В задаче говорится о попадании бактерии в живой организм.

Задачная формулировка – Бактерия к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выявляется количество делений за сутки и с помощью геометрической прогрессии вычисляется количество.

Источник информации – текст задачи для подсчета количества бактерий, интернет для определения положительного эфекта

Инструмент проверки – количество бактерий «3», количество пример ов-«4,5»).

Шаг 7. Практическое задание №4
1) Участники составляют алгоритм проектирования компетентностно-ориентнованных заданий.  

(1. Задачная формулировка

2.Поиск источников

3.Формулирование стимула

4.Создание ключей, модельных ответов)

Действительно, из той структуры, которую рассматривали выше, и которую применяли сейчас,  вытекает алгоритм проектирования компетентностно-ориентированных заданий:

Шаг 8. Практическое задание №5
Участникам предлагается самостоятельно составить компетентносто-ориентированное задание по теме «Масштаб», 6 класс, используя учебник, карту Татарстана.

(Стимул: в начале лета ваша семья решила совершить путешествие по республике Татарстан на автомашине. Вам нужно проложить маршрут и рассчитать расход топлива.

Задачная формулировка. «Составить маршрут движения, по республике Татарстан на автомашине по маршруту Нижнекамск – Набережные Челны – Казань. Используя карту республики Татарстан определить расстояние, которое семья проедет. Хватит ли 5000 рублей на бензин, если расход топлива 10 литров на 100 километров пути, при стоимости 1 литра бензина 42 рубля»

Источник информации.

- Карта республики Ттарстан с масштабом;

- Учебник «Математика 6» стр.

Инструмент проверки (оценочный лист):

- за правильное составление плана – 1 бал;

- за решение задачи № 1 – 0-2 бала;

- за решение задачи № 2 – 0-2 бала;

Перевод баллов в оценку:

5 баллов – «5»    3 балла – «3»

4 балла – «4»     менее 3 баллов – оценка «2»)


Шаг 12.
 Подведение итогов мастер-класса
При использовании компетентностно-ориентированных заданий в 
корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует.

По меткому
выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам, должен обладать набором определенных компетенций и их нужно формировать практически на всех предметах.

Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики

Презентация по теме "Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики....

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»

laquo;Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»...

Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».

Цель  мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий   для развития предметной грамотности  учащихся....