Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
статья по математике

Гришанова Елена Сергеевна

Статья для использвания на семинарах математики и публикация в различных математических сообществах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 2 Акбулакского района Оренбургской области»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

подготовила

учитель математики

Гришанова Елена Сергеевна

Акбулак, 2019

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным-

 сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо.

Наверное, эти слова как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся в современной школе. В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в деятельности каждого образовательного учреждения необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данным Всемирной организацией здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровьесбережение  буквально определяется: здоровье и беречь. Этот термин стал в педагогике общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых школьных болезней.

Факторы, формирующие здоровье школьника:

  • высокий объем учебных и внеучебных нагрузок;
  • педагогические технологии;
  • низкая двигательная активность;
  • нерациональное питание;
  • снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет).

Остановимся на психолого-педагогических технологиях здоровьесбережения, которые используются в нашей школе.

Снятие эмоционального напряжения.

 Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

 Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление -вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия(обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

 Считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому  учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Для активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся  следует организовывать  работу в группах. Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не стоит  требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Особую роль  играют физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.

План учебно-воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

  • Проведение дней физкультуры, спортивных праздников, спортивных секций
  • Беседа о здоровом образе жизни
  • Правильное и качественное питание в школе и дома
  • Контроль дисциплины учащихся
  • Ежегодные медицинские обследования
  • Организация образовательного процесса, позволяющую уменьшить учебные нагрузки
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Увеличение количества уроков физкультуры
  • Выполнение санитарно-гигиенических норм в школе
  • Введение обязательной формы одежды для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Программа Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Настоящая программа по формированию здорового образа жизни.Проблема сохранения  и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффект...

Презентация материала по проблемно- тематическому семинару "Содержательные и методические аспекты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у старших подростков в условиях реализвции программы "Вектор"

Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни  у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста - это актуальная и важная проблема  современного общества....

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".

Материалы для выступления на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО"....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...