Рабочая программа Вероятность и статистика 9 класс
рабочая программа по математике (9 класс)

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данная прграмма может использоваться для работы в 9 классе общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса Вероятность и статистика для 9 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО).

3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115.

4. Рабочей программы воспитания федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Санкт – Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации», разработанной на основании примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» (Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).

5. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254.

6. Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699.

7. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

8. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.

9. Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;

10. Устава Кадетского корпуса, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 29.04.2021 № 63.

11. Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования.

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

‌‌‌На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌‌

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал (НВИ) – это высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ:

- усвоение кадетами знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

- формирование личности гражданина Российской Федерации, соответствующей НВИ.

Основными задачами воспитательной работы являются:

- формирование непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям, воспитание кадет в духе строгого соблюдения Конституции РФ и законов, уважения к государственным символам РФ и традициям Следственного комитета;

- неукоснительное соблюдение правил ношения установленной формы одежды, опрятного внешнего вида;

- развитие общей и организационной культуры, а также соблюдение правил поведения, культуры речи и общения;

- сохранение, приумножение традиций российской государственности, духовно – нравственного наследия и культурного достояния Отечества, уважения к историческому прошлому государства (субъектов РФ), органов следствия РФ;

- реализация воспитательных возможностей общекадетских ключевых дел, поддержка традиций, их коллективного планирования, организация и проведение анализа;

- вовлечение кадет в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализация их воспитательных возможностей;

- использование в воспитании возможностей школьного урока;

- поддержание кадетского самоуправления – как на уровне Кадетского корпуса, так и на уровне классных сообществ;

- стимулирование деятельности функционирующих на базе Кадетского корпуса, детских общественных объединений и творческих групп;

- организация для кадет экскурсий, экспедиций, походов;

- организация профориентационной работы с кадетами;

- развитие предметно-эстетической среды Кадетского корпуса;

- организация работы с семьями кадет, их родителями или законными представителями.

-  реализовывать потенциал в воспитании кадет, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Кадетского корпуса;

- организовывать в Кадетском корпусе волонтерскую деятельность и привлекать к ней кадет для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;

- организовать работу с семьями кадет, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;

- развивать социальное партнерство Кадетского корпуса и организаций, учреждений Санкт-Петербурга.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная форма обучения – классно-урочная.

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажёр устного счёта, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащийся решает проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности кадетов, тренировки техники тестирования.

Проектно-исследовательская деятельность. Деятельность по проектированию собственного исследования кадет, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

При проведении занятий используются следующие технологии:

  1. современное традиционное обучение (беседы, практикумы, самостоятельные работы);
  2. компьютерная технология;
  3. технология проблемного обучения;
  4. технология исследовательского обучения;
  5. технология игрового обучения;
  6. тестовые технологии.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Основными видами контроля являются: диагностический, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, которые позволяют: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана); установить соответствие этого уровня требованиям ФКГОС СОО; осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

Предварительный (диагностический) контроль проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Его функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

На основе данных диагностического контроля учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.

Предварительный (диагностический) контроль может быть проведен в форме тестирования, выполнения практических заданий, понятийных диктантов.

Основной целью текущего контроля является анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, направленные на устранение последних. Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость обучающихся.

Текущий контроль знаний осуществляется посредством индивидуальных и фронтальных устных опросов, самостоятельных и контрольных работ, зачетов, тестирования и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.  

Промежуточный (тематический) контроль проводится после изучения какой-либо темы или нескольких небольших тем, связанных между собой линейными связями. Промежуточный (тематический) контроль проводится на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.

Промежуточный (тематический) контроль может осуществляться в различных форматах: зачет, проект, тестирование и т.д.

Форма проведения годовой промежуточной аттестации – тестирование.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

  1. Оценка письменных контрольных работ кадет.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но Кадет обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что Кадет не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии кадета; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные кадету дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  1. Оценка устных ответов кадет.

Ответ оценивается отметкой «5», если кадет:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

  1. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала для теста:

оценка «5» - 91 - 100 %;      

оценка «4» - 76 - 90 %;      

оценка «З» - 55 - 75 %;

оценка «2» - менее 54 %.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Повторение курса 8 класса

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

2

Элементы комбинаторики

 4

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

3

Геометрическая вероятность

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

4

Испытания Бернулли

 6

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

5

Случайная величина

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

6

Обобщение, контроль

 10

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 1

 2


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление данных

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

2

Описательная статистика

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

3

Операции над событиями

 1

4

Независимость событий

 1

5

Комбинаторное правило умножения

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

6

Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

7

Треугольник Паскаля

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208

9

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884

10

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50

11

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe

12

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10

13

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162

14

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356

15

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

 1

16

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2

17

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

18

Практическая работа "Испытания Бернулли"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de

19

Случайная величина и распределение вероятностей

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44

20

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

21

Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86

22

Понятие о законе больших чисел

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4

23

Измерение вероятностей с помощью частот

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652

24

Применение закона больших чисел

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116

25

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c

26

Обобщение, систематизация знаний. Описательная статистика

 1

27

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных. Описательная статистика

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a

28

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c

30

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54

31

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики. Случайные величины и распределения

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408

32

Обобщение, систематизация знаний. Случайные величины и распределения

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a

33

Итоговая контрольная работа

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56

34

Обобщение, систематизация знаний

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 1

 2

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

  1. Игральную кость бросают до тех пор, пока не выпадет грань с тремя очками.

 а) Постройте дерево эксперимента и отметьте на нём событие А «три очка выпадет с четвёртой попытки».

б) Найдите вероятность события А.

  1. Оля пытается отправить из леса СМС подруге. Связь в лесу плохая, поэтому при каждой отдельной попытке СМС может быть отправлено с вероятностью 0,2. Телефон делает последовательные и независимые попытки до тех пор, пока СМС не будет отправлено. Какова вероятность события «СМС будет отправлено не позже, чем с третьей попытки»?

  1. Стрелок в тире должен поразить четыре мишени. На каждую даётся только один выстрел. Известно, что этот стрелок в среднем попадает в мишень 9 раз из 10. Найдите вероятность того, что стрелок поразит

а) только первую и четвертую мишень; б) ровно две мишени.

  1. Монету бросают пять раз.

а) Выпишите все элементарные исходы этого опыта, благоприятствующие событию «орёл выпал хотя бы четыре раза».

б) Найдите вероятность события «орёл выпал ровно три раза».

  1. В новую люстру в фойе театра ввинтили десять новых лампочек. Известно, что в течение года в среднем перегорает 40% таких лампочек. Лампочки перегорают независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что через год из этих десяти лампочек будут исправны две или три.

Вариант 2.

1. Игральную кость бросают до тех пор, пока не выпадет грань с пятью очками. а) Постройте дерево эксперимента и отметьте на нём событие А «пять очков выпало с третьей попытки»

б) Найдите вероятность события А.

2. Катя пытается отправить из леса СМС подруге. Связь в лесу плохая, поэтому при каждой отдельной попытке 3. СМС может быть отправлено с вероятностью 0,3. Телефон делает последовательные и независимые попытки до тех пор, пока СМС не будет отправлено. Какова вероятность события «СМС будет отправлено не позже, чем с четвертой попытки»?

3. Стрелок в тире должен поразить четыре мишени. На каждую даётся только один выстрел. Известно, что этот стрелок в среднем попадает в мишень 8 раз из 10. Найдите вероятность того, что стрелок поразит

а) только вторую мишень; б) ровно одну мишень.

4. Монету бросают пять раз.

а) Выпишите все элементарные исходы этого опыта, благоприятствующие событию «случились три решки подряд».

б) Найдите вероятность события «решка выпала ровно два раза».

5. В новую люстру в фойе театра ввинтили десять новых лампочек. Известно, что в течение года в среднем перегорает 30% таких лампочек. Лампочки перегорают независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что через год из этих десяти лампочек будут исправны восемь или девять.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌ Алгебра, 9 класс/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌‌​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌ Алгебра, 9 класс/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Алгебра, 9 класс. Методическое пособие/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Алгебра, 9 класс. Дидактические материалы/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 Алгебра, 9 класс. Контрольные работы/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌1. Хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-сollection.edu.ru
 2. Федеральная система информационно-образовательных ресурсов http://wmolow.edu.ru
 3. Хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
4.  Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты http://www.numbernut.com/
5.  Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека http://www.math.ru
 6. Сеть творческих учителей. Методические пособия для учителя; учебно-методические пособия; словари; справочники; монографии; учебники; рабочие тетради; статьи периодической печати http://www.int.ru
 7. «Учитель.ру». Педагогические мастерские, Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «В помощь учителю» http://teacher.ru
 8. Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия http://sbiryukova.narod.ru
 9. Подготовка к экзаменам https://math-ege.sdamgia.ru
 http://alexlarin.net
 10. Математические этюды www.etudes.ru
 11. Электронная школа «Знаника» http://znanika.ru/
 12. Интерактивное приложение для составления заданий
 13. Интерактивное приложение для составления заданий https://learningapps.org
14.  Пособия http://www.alleng.ru/edu/math1.htm
15.  Тестирование online 5-11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo/
16.  Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/
 17. Путеводитель «В мире науки» для школьников http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
 18. Материалы ЕГЭ и ГИА http://www.fipi.ru/
19.  Официальный сайт ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/
20.  Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru
 21. Подготовка к ЕГЭ с 10 класса – шпаргалки, справочники, ссылки, темы, которых нет в учебнике. Очень много полезной информации для проведения элективов https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Вероятность и статистика" для основной школы по обновлённым ФГОС

Рабочая программа "Вероятность и статистика" для 7-9 классов основной школы по обновлённым ФГОС составлена с помощью конструктора рабочих программ на платформе  ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО...

Рабочая программа вероятность и статистика 7кл. по новым ФГОС-21

Рабочая программа составлена в конструкторе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...

Конструктор рабочей программы "Вероятность и статистика" 7-9 кл.

Наша школа ООШ поэтому конструктор рабочей программы составлен для 7-9 классов...

Рабочая программа Вероятность и статистика

Данная прграмма может использоваться для работы в 7 классе общеобразовательной школы...

Рабочая программа Вероятность и статистика 10 класс

Рабочая программа Вероятность и статистика 10 класс...

Рабочая программа "Вероятность и статистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Вероятность и статистика»для обучающихся 7-9 классов...