РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Сюжетные задачи»
методическая разработка по математике (10 класс)

Федченко Светлана Николаевна

Основное содержание:

Решение задач с помощью составления уравнения:

·       методом Ньютона;

·       методом Декарта;

·       методом одной вспомогательной задачи;

общим методом решения задач  с неопределенными неизвестными

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Сюжетные задачи»

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.

Программа обеспечивает достижение следующих предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.

 Обучающиеся должны знать:

  • историю сюжетных задач;
  • старинные методы решения сюжетных задач.

Обучающиеся должны уметь:

применять при решении старинных задач:

  • способ пропорционального изменения;
  • способ пропорционального деления;
  • деление в разностном отношении;
  • метод «одного ложного положения»;
  • метод «двух ложных положений»;
  • правило обращения.

Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

Знать:

виды сюжетных задач и анализ структуры задач на:

  • на движение;
  • на совместную работу;
  • на зависимость между компонентами арифметических действий;
  • на проценты;
  • на планирование.

Уметь:

  • выявить объект задачи (предмет, явление, событие, процесс);

установить:

  • какие величины характеризуют количественную ситуацию задачи;
  • какие моменты (случаи, эпизоды) рассматриваются в задаче;
  • какие величины и какие их значения заданы явно и неявно, каков характер каждого из этих значений;
  • тип соотношения,  характеризующий описанное в задаче явление.

Построение алгебраической модели сложных  открытых и замкнутых задач.

Знать:

  • Понятие замкнутой и открытой задачи;
  • Основные приемы составления уравнений для решения задач

Уметь:

  • Строить для задачи алгебраическую модель в виде уравнения или систем уравнений.
  • Строить алгебраические модели сложных задач;

Основное содержание:

Решение задач с помощью составления уравнения:

  • методом Ньютона;
  • методом Декарта;
  • методом одной вспомогательной задачи;
  • общим методом решения задач  с неопределенными неизвестными.

Графическое решение сюжетных задач.

Знать:

  • график прямой пропорциональности.

Уметь:

  • Пользоваться различными прямоугольными системами координат на одном и том же чертеже.

 Изучение данного курса заканчивается демонстрацией и защитой рефератов.

Содержание учебного курса

История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.

Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

Построение алгебраической модели сложных  открытых и замкнутых задач.

Календарно-тематическое планирование.

       В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:

        

урока

Тема уроков

Кол-во час

Дата проведения

1,2

Сюжетные задачи древних народов

2

05.09

12.09

3,4

Старинные методы решения сюжетных задач

2

19.09

26.09

5

Анализ структуры сюжетных задач

1

03.10

6,7

Простые сюжетные задачи

2

10.10

17.10

8,9

Сложные сюжетные задачи

2

24.10

07.11

10,11

Решение открытых сюжетных задач

2

14.11

21.11

12,13

Цепной способ решения открытых задач

2

28.11

05.12

14,15

Вычислительные формулы как решающие модели открытых задач.

2

12.12

19.12

16,17

Построение алгебраической модели сложных замкнутых задач

2

26.12

16.01

18,19

Система уравнений как алгебраическая модель сложных задач

2

23.01

30.01

20,21

Метод Ньютона составления уравнения по условию сюжетной задачи

2

06.02

13.02

22,23

Метод Декарта составления уравнений по условию задач

2

20.02

27.02

24,25

Метод одной вспомогательной задачи

2

06.03

13.03

26,27

Метод двух вспомогательных задач,  или метод словесного уравнения

2

20.03

03.04

28,29

Сюжетные задачи с неопределёнными неизвестными

2

10.04

17.04

30,31

Общий метод решения задач с неопределенными неизвестными

2

24.04

08.05

32,33

Графическое решение сюжетных задач

2

15.05

22.05

34,35

Демонстрация и защита рефератов.

1

29.05



Предварительный просмотр:

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Сюжетные задачи»

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.

Программа обеспечивает достижение следующих предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.

 Обучающиеся должны знать:

  • историю сюжетных задач;
  • старинные методы решения сюжетных задач.

Обучающиеся должны уметь:

применять при решении старинных задач:

  • способ пропорционального изменения;
  • способ пропорционального деления;
  • деление в разностном отношении;
  • метод «одного ложного положения»;
  • метод «двух ложных положений»;
  • правило обращения.

Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

Знать:

виды сюжетных задач и анализ структуры задач на:

  • на движение;
  • на совместную работу;
  • на зависимость между компонентами арифметических действий;
  • на проценты;
  • на планирование.

Уметь:

  • выявить объект задачи (предмет, явление, событие, процесс);

установить:

  • какие величины характеризуют количественную ситуацию задачи;
  • какие моменты (случаи, эпизоды) рассматриваются в задаче;
  • какие величины и какие их значения заданы явно и неявно, каков характер каждого из этих значений;
  • тип соотношения,  характеризующий описанное в задаче явление.

Построение алгебраической модели сложных  открытых и замкнутых задач.

Знать:

  • Понятие замкнутой и открытой задачи;
  • Основные приемы составления уравнений для решения задач

Уметь:

  • Строить для задачи алгебраическую модель в виде уравнения или систем уравнений.
  • Строить алгебраические модели сложных задач;

Основное содержание:

Решение задач с помощью составления уравнения:

  • методом Ньютона;
  • методом Декарта;
  • методом одной вспомогательной задачи;
  • общим методом решения задач  с неопределенными неизвестными.

Графическое решение сюжетных задач.

Знать:

  • график прямой пропорциональности.

Уметь:

  • Пользоваться различными прямоугольными системами координат на одном и том же чертеже.

 Изучение данного курса заканчивается демонстрацией и защитой рефератов.

Содержание учебного курса

История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.

Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

Построение алгебраической модели сложных  открытых и замкнутых задач.

Календарно-тематическое планирование.

       В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:

        

урока

Тема уроков

Кол-во час

Дата проведения

1,2

Сюжетные задачи древних народов

2

05.09

12.09

3,4

Старинные методы решения сюжетных задач

2

19.09

26.09

5

Анализ структуры сюжетных задач

1

03.10

6,7

Простые сюжетные задачи

2

10.10

17.10

8,9

Сложные сюжетные задачи

2

24.10

07.11

10,11

Решение открытых сюжетных задач

2

14.11

21.11

12,13

Цепной способ решения открытых задач

2

28.11

05.12

14,15

Вычислительные формулы как решающие модели открытых задач.

2

12.12

19.12

16,17

Построение алгебраической модели сложных замкнутых задач

2

26.12

16.01

18,19

Система уравнений как алгебраическая модель сложных задач

2

23.01

30.01

20,21

Метод Ньютона составления уравнения по условию сюжетной задачи

2

06.02

13.02

22,23

Метод Декарта составления уравнений по условию задач

2

20.02

27.02

24,25

Метод одной вспомогательной задачи

2

06.03

13.03

26,27

Метод двух вспомогательных задач,  или метод словесного уравнения

2

20.03

03.04

28,29

Сюжетные задачи с неопределёнными неизвестными

2

10.04

17.04

30,31

Общий метод решения задач с неопределенными неизвестными

2

24.04

08.05

32,33

Графическое решение сюжетных задач

2

15.05

22.05

34,35

Демонстрация и защита рефератов.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач"

Рабочая программа предназначена для учащихся 9-10 классов, для закрепления навыка решения задач различного типа...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...