Проект" «Математика в профессиях моих близких и родных людей»
проект по математике (6 класс)

Математика - царица наук, основы которой, были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика с нами уже несколько тысяч лет.

Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. С помощью математики люди могут решать, мерить и считать. Без математических знаний человек не сможет существовать: рассчитать  денежные средства на еду, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, рассчитать расстояние, просто посчитать время до какого-то события. Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолет и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые гаджеты и компьютерные игры.

А так ли важна математика в жизни человека? На уроках математики мы постоянно изучаем новое, рассуждаем, анализируем. А все эти знания нам нужны в будущем? Может математика и действительно мне в жизни не пригодится?

Чтобы нам, детям, стать в будущем успешными и добиваться намеченных целей, мы должны овладеть какой – либо профессией. Существует огромное количество профессий.  А в каких из них применяется математика? Чтобы ответить на этот вопрос я и привела это исследование.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_v_professiyah.docx122.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»

ПРОЕКТ

по математике

«Математика в профессиях моих близких и родных людей»

Выполнила: ученица 6 «А» Конышева Полина Михайловна

Руководитель проекта: Савина Лариса Николаевна

г. Сланцы

2022 год.

Введение:

Наука в школе есть одна,

Во всех профессиях нужна:

Учителям, врачам и поварам,

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.

Математика - царица наук, основы которой, были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика с нами уже несколько тысяч лет.

Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. С помощью математики люди могут решать, мерить и считать. Без математических знаний человек не сможет существовать: рассчитать денежные средства на еду, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, рассчитать расстояние, просто посчитать время до какого-то события. Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолет и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые гаджеты и компьютерные игры.

А так ли важна математика в жизни человека? На уроках математики мы постоянно изучаем новое, рассуждаем, анализируем. А все эти знания нам нужны в будущем? Может математика и действительно мне в жизни не пригодится?

Чтобы нам, детям, стать в будущем успешными и добиваться намеченных целей, мы должны овладеть какой – либо профессией. Существует огромное количество профессий. А в каких из них применяется математика? Чтобы ответить на этот вопрос я и привела это исследование.

Актуальность:

Практическая ценность работы заключается в том, что она доказывает необходимость изучения математики в школе для овладения будущей профессией, и она дает возможность привить интерес учеников к предмету «Математика».

Цель проекта: Доказать, необходимость изучения математики для овладения любой профессией на примере профессий моих родственников.

Задачи проекта:

  • изучить в каких профессиях математические знания более востребованы;
  • доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности;
  • изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;
  • по результатам исследования сформулировать выводы;
  • создать презентацию, отражающую работу над проектом.

Объект исследования: математика в профессиях.

Гипотеза: математика необходима людям любой профессии.

Методы исследования:

  • поиск информации из различных источников,;
  • систематизация и обработка данных;
  • наблюдения.

Основная часть:

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, так возникли профессии. И уже тогда всем были нужны истоки математики – точность и расчёт. Математика – наука, как прошлого, так и будущего.

В современном мире мы настолько срослись с ней, что просто не замечаем ее. Она следует за человеком везде: дома, на учебе, работе, помогает решать задачи, делает жизнь на много удобнее. А самое главное, математика развивает человека, его процессы. Она занимает в нашей жизни особое место.

Для исследования темы проекта я изучила профессии своей семьи и близких родственников.

I. Военный водитель

Мой папа, Михаил Алексеевич, военный водитель – это одна из самых ответственных профессий. Ведь он ручается и за человеческие жизни, и за многообразие перевозимых грузов, и за состояние управляемого транспорта, и за точность следования маршруту и скорость машины. Военный водитель обязан своевременно заполнять и сдавать в техническое подразделение путевой лист. Тут, для полной и правильной работы, ему необходимы математические знания. Он ежедневно высчитывает остаточный моторный ресурс–это расчет масла, бензина, километраж. Ошибка в математических расчетах может привести к дорожной аварии.

Во время исследовательской работы, я определила задачи, которые решает военный водитель в своей повседневной профессиональной деятельности и которые также влияют на безопасность движения на дорогах.

  1. Расход топлива

Задача. Водителю необходимо преодолеть путь, протяженность которого 14 км. Военный автомобиль расходует 37 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути и обратно?

Решение

  1. 37:100=0,37(л) – расходуется на 1 км
  2. 0,37*14=5,18(л) – расходуется на путь в один конец
  3. 5,18*2=10,36(л) – потребуется на всю дорогу

Ответ: 10,36 литров (около 11литров)

  1. Расчет времени, скорости, пути

Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости, времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе [1], [2].

Формула пути: S=vt

Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S:t

Время находим по формуле: t=S:v

Задача. Путь от пункта А до пункта В составляет 84 км. Это расстояние военный автомобиль преодолевает со скоростью 60 км/ч. За какое время автомобиль преодолеет путь?

Решение

1) 84:60=1,4(ч) – время преодоления пути

Ответ: за 1ч 24 мин.

  1. Расчет остановочного пути

Выбирая скорость движения, водитель должен помнить, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки . Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.

Задача. Военный автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.

Решение

40 км = 40000м; 1час = 3600сек

1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути

Ответ: 25,7 метров

  1. Разрешенная максимальная масса

Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления.

Задача. Масса автомобиля 1050 кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70 кг, плюс 10 кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220 кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.

Решение

1) 1050 + 5 * (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса

2) 1050 + 4 * 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса

3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы

Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов

Умение решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии военного водителя.

II. Воспитатель

Моя мама, Татьяна Васильевна, работает в детском саду воспитателем. Она формирует у детей элементарные математические знания, готовит детей к школе, учит считать, решает с ними простые задачи. Каждый месяц мама подчитывает детодни, высчитывает проценты посещаемости и заболеваемости детей.

Изучая профессию мамы, определила задачи, которые решает воспитатель.

  1. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

«В одном ряду 4 листочка, в другом ряду на 1 листочек больше. Сколько листочков нужно положить во второй ряд? Во второй ряд я положу столько же листочков, сколько в первый (4 листочка). Сколько листочков надо еще прибавить, если во втором ряду на 1 листочек больше? (Прибавить один листочек.) Какое арифметическое действие запишем?» 4 + 1

2. Ведение табелей посещаемости

Задача. В группе 20 детей, в месяце 21 рабочий день. 4 ребенка болели по 7 дней. Сколько дней дети посещали детский сад?

Решение:

  1. 20*21=420 (д) – детодней в месяце
  2. 4*7=28 (д) –болели
  3. 420-28=392 (д)

Ответ: 392 дня дети посещали детский сад.

Задача. В месяце 420 детодня, из них 28 дней дети болели. Какой процент заболеваемости и посещаемости детей группы детского сада?

Решение:

420 -100%

392*100:420=93 % - посещаемость

28*100:420=6,6 % - заболеваемость

  1. Мониторинг успеваемости программы

Исследовав применение математики в профессии воспитателя, делаю вывод, что математика в данной профессии играет большую роль.

III. Продавец

Моя бабушка, Любовь Алексеевна, всегда работала продавцом. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Продавец рекламирует имеющийся товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека. Математика нужна в работе продавца для того, чтобы сосчитать количество продуктов, взвесить их, поставить цены. Для работы продавцом нужно отлично знать таблицу умножения, хорошо устно считать, уметь высчитывать проценты. Также работает с кассовым аппаратом, подсчитывает чеки и сдаёт их в установленном порядке. Моя бабушка имеет звание «Почетный работник Удмуртской кооперции».

Исследуя профессию продавца, определила некоторые задачи, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Задача. В магазин привезли 250 коробок, в каждой коробке по 54 пачки печенья. Какова масса всего печенья, если масса одной пачки 150г?

Решение:

54*250=13500 п. В 250 коробках

150*13500=2025000г= 2025кг=2т 25кг

Ответ:2т 25 кг

Задача. В магазин для продажи предназначено 78 пачек сахара. В первый день продавец продал в 4 раза меньше, чем во второй, а в третий день на 12 пачек больше чем в первый. Сколько пачек сахара было продано в первый день?

Решение:

Пусть в 1-й день продали х пачек сахара, тогда во второй день продали 5х пачек, а в 3-й день (х+12) пачек. По условию известно, что всего продали 78 пачек.

х+4х+(х+12)=78

х+4х+х+12=78

6х=78-12

6х=66

Х=66/6

Х=11

Ответ: 11 пачек сахара

Делаю вывод, профессия продавца тесно связана с математикой. Продавец должен уметь производить расчёты, иметь хорошую память. Цифры – неотъемлемая часть данной профессии.

VI. Повар

Вторая моя бабушка, Екатерина Никандровна, работала поваром. Повара, кондитеры, кулинары каждый день решают практические задачи, связанные с математикой. Она рассказала, что профессия повара самая древняя. Любой человек пользуется услугами его труда, поэтому это очень ответственная работа. Профессия повара трудная, и трудность эта, прежде всего, состоит в том, что многие процессы ему приходится выполнять вручную. Повaр должен соблюдaть технологический процесс приготовления блюд, следить за температурным режимом; производить расчет израсходованного сырья и выхода готовой продукции; осуществлять взвешивание сырья по рецепту. Рассчитывать энергетическую ценность продуктов. Для всех этих действий необходимы знания математики.

Во время исследовательской работы, я определила практические задачи, которые решает повар в технологии приготовления блюд.

Задача 1. Для приготовления блинов требуется: мука — 320 г, яйцо (50 г) — 1 шт, сахар — 20 г, масло сливочное — 25 г, молоко — 550 г, дрожжи (сухие) — 7 г, соль — 7 г, сметана – по вкусу.

Для того, чтобы испечь блины, надо взять 320г муки, сахара в 16 раз меньше, чем муки. А соли на 13 г меньше, чем сахара. Масла – 25г. Сколько граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины? На сколько граммов муки больше, чем масла?

Решение:

  1. 320:16=20 (г) - сахар
  2. 320+20+25=365(г)- всего ингредиентов
  3. 320-25=295(г)

Ответ: 365 граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины. На 295 граммов муки больше, чем масла.

Задача 2. Повару необходимо приготовить 20 порций фрикаделек по 80 г каждая. Сколько необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 32% массы.

Решение:

  1. 20*80 = 1600г = 1, 6 кг

По условию задачи, при варке сохраняется 100%-32% = 68 % массы.

Составим пропорцию х-100%

1, 6 – 68%,

х= 2,4.

Ответ: 2, 4 сырого мяса.

Задача 3. Для приготовления плова необходимо 4кг очищенной моркови. Какое количество моркови нужно получить со склада зимой. Потери при холодной обработке -25%

Решение:

  1. 100% - 25%=75%

4кг - 100%

? - 75%

  1. (4 x 75%): 100 =3

Ответ: 3 кг

Исследовав применение математики в профессии повара, я пришли к выводу, что для людей этой профессии важно иметь прочные знания по математике.

V. Строитель

Строительство — обширная сфера профессиональной деятельности. Строитель – одна из самых нужных профессий, ведь жизнь на земле без монтажников, каменщиков, плотников, вообразить очень сложно. Любое здание от заказа до сдачи в эксплуатацию проходит долгий путь, в процессе которого работает немало людей строительных специальностей. Прежде чем воплотить какой-то проект нужно понимать, насколько он технологически возможен, надо просчитать все детали.

Современное производство практически полностью автоматизировано. Лишь редкие профессии остаются преимущественно ручными, и как это ни странно, их особенно много в строительной отрасли. Труд каменщика, плотника не заменимы и остаются ручными.

Мой дедушка, Михаил Алексеевич, плотник, а мой дядя Евгений – каменщик. Труд каменщика связан с изготовлением раствора, где все компоненты смешиваются в определенной пропорции. Эта работа связана с расчетом количества кирпича для кладки, а значит надо уметь рассчитывать площади, объемы. Возводить строительные леса, перестилать крыши, возводить опалубку под бетонные конструкции, заготавливать тёс и срубы для будущих домов относится к профессии плотника.

В исследовательской работе, я изучила некоторые задачи, встречающаяся в строительстве.

Задача 1. Один из каменщиков выкладывает за 6 рабочих дней 3м^3кирпича, а двое учеников (с одинаковой производительностью) на 1м^3 меньше. Найти производительность одного ученика, если их производительность одинакова. За какое время 5 учеников выложат 75 кубов?

Решение:

1) (13-1):2=6(м^3)- выкладывает 1 ученик за 6 дней

2) 6:6=1 (м^3)- производительность 1 ученика

3) 1*5 =5(м^3)- 5 учеников за 1 день

4) 75:5=15 (дней)

Ответ: за 15 дней 5 учеников выложат 75 кубов кирпича

Задача 2: Строителю надо принести 30 кг раствора бетона. У него есть ведро, в которое вмещается 10 кг бетона. Сколько раз строителю нужно сходить за бетоном?

Решение: 1) 30: 10 = 3 (р.)

Ответ: строителю нужно сходить за бетоном 3 раза.

Задача 3: Строителю нужно настелить пол в доме. Для этого необходимо купить половые доски. Для кухни потребуется 7 досок, для спальни – 8, для гостиной – 10. Сколько всего досок нужно заказать в магазине?

Решение: 7+8+10= 25 (д.)

Ответ: 25 досок нужно заказать в магазине.

Изучив данные профессии, можно сделать вывод: каждому рабочему строительной отрасли необходимы математические знания.

VI. Бухгалтер

Моя тетя Наташа бухгалтер в торговой отрасли. Бухгалтеру в работе необходимы хорошее знание математики, внимание, сосредоточенность, усидчивость и терпеливость. Бухгалтерское дело очень важное и нужное. Если не вести учет, то порядка в работе и организации не будет! Кроме того, без бухгалтерского учета государство не могло бы контролировать работу предприятия. Работа бухгалтера, заключается в подсчетах всех доходов и расходов. Правильно высчитывать зарплату работников, так же подсчитывать премии. Вся работа бухгалтера основана на вычислениях. С математикой на работе бухгалтер встречается каждый день, каждую минуту.

В исследовательской работе я изучила некоторые математические задачи, которые решает бухгалтер.

Задача1. Работник за месяц отработал 170 часов (при норме 160 часов-оклад 10400 руб.) Сколько за месяц получит работник?

Решение:

Оклад делим на норму часов и умножаем на отработанные часы - начислено работнику за месяц

10400:160*170=11050 руб.

11050*13%=1436 руб. Налог на доходы

11050-1436=9614 руб. Сумма, которую получит работник после вычета налога.

Ответ: 9614 руб.

Задача2. Если выручка от продаж составляет - 3000000 рублей, затраты на производство - 2100000 рублей, налог на прибыль - 30%. То какова величина чистой прибыли предприятия?

Решение:

#1053;еобходимо определить прибыль от реализации продукции:

3000000 -2100000 = 900000 рублей

#1054;пределяем величину налога, который нужно перечислить в бюджет:

9000000 *30% = 270000 рублей

#1054;пределяем чистую прибыль:

900000-270000 =630000 рублей

Ответ: 630000 рублей составила чистая прибыль предприятия.

Таким образом, на мой взгляд, бухгалтерия и математика неразделимы. Математика более всего способствует развитию таких важных для бухгалтера качеств, как стойкость при работе с числами, умение быстро считать.

Заключение:

В заключении я хочу отметить, что работа по данной теме оказалась интересной.

В своей исследовательской работе я убедилась, что математика – одна из наиболее важных школьных предметов. Она развивает логическое мышление, целеустремленность, воображение, умение находить выход из любых ситуаций, те качества, которые необходимы нам в приобретении будущих профессий.

Я считаю, что моя гипотеза: математика необходима людям любой профессии, подтвердилась. Математика заставляет думать, помогает человеку открывать и использовать законы природы, является могучим двигателем науки и техники. В современном мире нельзя представить существования человека без математики. Ведь нас повсюду окружают компьютеры, роботы, «умные системы». Мы неразрывно связаны с ней. Она необходима представителям любых профессий.

Работая над этим проектом, я поняла, что математика пригодится нам не только в профессии, а практически, во всей нашей будущей жизни. Чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы ни выбирали, знания математики нам будут необходимы.

Список используемой литературы:

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

2. Перельман Я.И. Живая Математика. - Д.:ВАП, 1994.

3. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998.

4. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.

5. М.Ю. Шуба Занимательные задания в обучении математике

6. Высказывания о математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям —моим родителям

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я,ВАШ РЕБЕНОК!...

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям - моим родителям

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям - моим родителям...

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

Данное письмо написано от лица учащегося 5 класса и обращено к его родителям. Будет полезно для классного руководителя при подготовке к первой встрече с родителями пятиклассников, а также для родителе...

Письмо – обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям.

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего,  о чем прошу. Я просто проверяю вас2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволит мне...

Проект «Математика для будущего и в моей профессии»

Проект «Математика для будущего и в моей профессии» был представлен на городском конкурсе. Проект выполнили: Воробьев Дмитрий ПК 1-1, Бучаров Аркадий ПК 1-3, Овчинников Александр ПК 1-3. Ру...

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям призвано помочь родителям пятиклассников увидеть себя глазами своих детей...