Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика абитуриенту 11 кл 2023
рабочая программа по математике (11 класс)

Курбатова Альбина Владимировна

Данный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

 «Математика абитуриенту»

 для 11 класса среднего общего образования

на 2023 – 2024 учебный год

                                 

Составитель: Курбатова Альбина Владимировна

учитель физики, математики

с. Бобрава 2023

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности "Математика абитуриенту" в 11 классе.

Пояснительная записка.

Направление программы внеурочной деятельности «Математика абитуриенту»  относится к формированию функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Данный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.

Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Математика абитуриенту» ориентирована на приобретение практического опыта при решении задач и упражнений. Задачи и упражнения, предлагаемые в данном курсе, дают возможность отработать и закрепить практические навыки в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающих и проверить свои способности в математике, позволяет подготовить обучающих к поступлению в ВУЗ. Практикум охватывает большинство традиционных тем курса математики, они даются в более широком спектре, и предусматривает индивидуализацию, дифференциацию, личностно – ориентированный подход в обучении математике, и направлен на расширение, углубление знаний, повышение уровня математической подготовки, общей математической культуры обучающихся. Данный курс способствует интеграции знаний из различных математических тем. Он позволит учащимся обогатить арсенал приёмов и методов при решении математических задач.  Программа курса «Прикладная математика» рассчитана на 33 часа в 11 классе, из расчёта 33 рабочие недели (1 ч в неделю)

Планируемые предметные результаты курса.

Личностными результатами изучения курса «Математика абитуриенту» являются следующие качества:

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

 практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметными результатами изучения курса «Прикладная математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

 – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в групповой и индивидуальной учебной деятельности;

 – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

 – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

 – работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

 – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

 – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

 – свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

 – в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

 – самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

 – давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

 – создавать математические модели;

 – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

 – вычитывать все уровни текстовой информации.

 – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

 – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания.

 – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

 – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

 Коммуникативные УУД:

 – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

 – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

 – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

 – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты

Текстовые задачи

Выпускник научится

решать разные задачи повышенной трудности;

  анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;

  строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи;

 решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки выбора оптимального результата;

 анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;

  переводить при решении задачи информацию из одной формы записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться

в повседневной жизни и при изучении других предметов:  решать практические задачи и задачи из других предметов

Графики функций

Выпускник научится

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций Выпускник получит возможность научиться

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции

Вычисления и преобразования

Выпускник научится

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;

вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы.

Выпускник получит возможность научиться

выполнять вычисления и преобразования выражений стандартными приёмами.

Планиметрия

Выпускник научится

владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;

  самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;

  исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;

 решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;

уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;

 В повседневной жизни и при   изучении других предметов:  составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.

Выпускник получит возможность научиться

иметь представление об аксиоматическом методе;

владеть понятием геометрические места точек на плоскости и уметь применять их для решения задач;

 иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач.

 

Задачи с прикладным содержанием

Выпускник научится

использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;

применять основные методы решения математических задач;

 на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства;

 применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач;

 пользоваться прикладными программами и программами символьных вычислений для исследования математических объектов.

Выпускник получит возможность научиться

применять математические знания к исследованию окружающего мира (моделирование физических процессов, задачи экономики)

Содержание  курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

  1. Планиметрия 

Треугольники. Четырехугольники. Подобие. Окружность.

  1. Стереометрия

Куб. Прямоугольный параллелепипед. Элементы, площадь поверхности  и  объем составных многогранников. Призма. Пирамида. Комбинации тел.

  1. Начала теории вероятностей

Классическое определение вероятности.

  1. Вероятности сложных событий

Теоремы о вероятностях событий

  1. Простейшие уравнения

Линейные, квадратные, кубические, рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические и тригонометрические уравнения

  1. Вычисления и преобразования

Вычисления и преобразования числовых и буквенных выражений

  1. Производная и первообразная

Физический и геометрический смысл производной, касательная. Применение производной к исследованию функций. Первообразная

  1. Задачи с прикладным содержанием

Задачи с прикладным содержанием

  1. Текстовые задачи

Задачи на проценты, сплавы и смеси 

Задачи на движение по прямой 

Задачи на движение по окружности 

Задачи на движение по воде 

Задачи на совместную работу 

Задачи на прогрессии 

  1. Графики функций

Гиперболы

Кусочно-линейная функция 

Параболы 

  1. Наибольшее и наименьшее значение функций

Исследование степенных и иррациональных функций. Исследование частных. Исследование произведений. Исследование показательных и логарифмических функций. Исследование тригонометрических функций. Исследование функций без помощи производной. 

  1. Уравнения с развёрнутым решением

Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения.  Логарифмические и показательные уравнения. Тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, разложение на множители. Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ.  Уравнения смешанного типа.

Содержание программы обеспечивает

Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем,  коллективная.

Основные формы организации занятий:  практикум,  беседа,  консультация.

Виды деятельности:  познавательная.

 Виды деятельности на занятиях: практикум, групповая и самостоятельная работа.

 Формы контроля: текущий контроль: тестовые работы, самостоятельные работы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 " Прикладная математика", 11 класс, 1 час в неделю, 33 часа в год.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Треугольники.

1

2

Подобие.

1

3

Элементы, площадь поверхности  и  объем составных многогранников

1

4

Комбинации тел

1

5

Теоремы о вероятностях событий

1

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

6

Линейные, квадратные, кубические, рациональные уравнения

1

7

Показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения

1

8

Вычисления и преобразования числовых и буквенных выражений

1

9

Физический и геометрический смысл производной, касательная

1

10

Применение производной к исследованию функций 

1

11

Задачи на проценты, сплавы и смеси

1

12

Задачи на движение по прямой

1

13

Задачи на движение по воде

1

14

Задачи на совместную работу

1

15

Кусочно-линейная функция

1

16

Тригонометрические функции

1

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

17

Линейные функции

1

18

Показательные и логарифмические функции

1

19

Исследование степенных и иррациональных функций

1

20

Исследование частных

1

21

Исследование произведений

1

22

Исследование показательных и логарифмических функций

1

23

Исследование тригонометрических функций

1

24

Исследование функций без помощи производной 

1

25

Рациональные уравнения

1

26

Иррациональные уравнения 

1

27

Логарифмические и показательные уравнения

1

28-29

Тригонометрические уравнения

2

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

30

Тригонометрические уравнения, разложение на множители

1

31

Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ 

1

32

Уравнения смешанного типа

1

33

Тестовая работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика абитуриенту 11 кл 2022

Программа внеурочной деятельности «Математика абитуриенту» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Данный курс основан на повторении, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    курса  внеурочной деятельности  по профориентации 2023-2024 Предпрофессионарий                    ...