«Лучший урок по функциональной грамотности» Конспект урока математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Конспект урока математики в 5 классе на тему  «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская средняя общеобразовательная школа

«Лучший урок по функциональной грамотности»

Конспект урока математики в 5 классе на тему

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

   

Ростов, 2023

Технологическая карта учебного занятия

1 блок. Общая характеристика занятия.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Используемая технология: системно – деятельностного подхода.

Цель урока: - создать условия для совершенствования практических навыков сложения и вычитания десятичных дробей и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Задачи урока:

Образовательная:

  • создание условий для развития функциональной грамотности
  • повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
  • продолжение работы над развитием вычислительных навыков.
  • закрепить навыки умения применять правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Воспитательная:

  • добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
  • способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
  • способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Познавательные УУД:

  • уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: 

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обобщить изученный материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
  • уметь решать задачи с практическим содержанием
  • научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач;
  • расширить представления о практическом применении математики.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли;
  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Регулятивные:

  • уметь анализировать задачу
  • определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные:

  • осуществлять смысловое чтение;
  • использовать общие приёмы решения задач.
  • уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные:

  • формирование устойчивой мотивации к обучению;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, шоколадка.

Материалы: учебник «Математика 5» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Д.А. Номировский, Е.В. Буцко презентация, раздаточный материал.

  1. блок. Технологическая карта занятия.

В таблице в качестве примеров приведены этапы занятия и описание одного этапа.

Этапы занятия

Дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности

Дидактические средства

Время, мин.

Организа-ционный

Создать благоприятный

психологический настрой на работу, включить обучающихся в учебную

деятельность, определить

содержательные рамки урока,

создать условия для возникновения

у ученика внутренней потребности

включения в учебную деятельность.

Приветствие,

проверка

подготовленности        к

учебному занятию,

организация внимания

детей

Девиз урока: «Хочешь узнавать? – Узнавай!»

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

Карточка самооценки за урок

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Приложение1

1 -2 мин

Постановка учебной задачи

Мотивирует учащихся на получение знаний, подводит к целям и теме урока. Знакомит учащихся с этапами урока (записаны на доске):

Этап №1. Кластер «Дробь»

Этап №2. Фронтальная работа

«Какие из величин точные, а какие – приближённые?»

Этап №3. Задачи из жизненных ситуаций

Этап №4. физкультминутка

Этап №5. Дифференцированная самостоятельная работа (карточки КБС/математический диктант –ЦОР)

Этап №6.  Рефлексия: лист самооценки-итоги урока.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют тему и цель урока.

 Вступительное слово.

« Каждый школьник мечтает о путешествиях в дальние страны. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в страну математико-спортивных знаний под названием «Математические знания». Сегодня вы увидите, как природа, математика, наука, статистика и спорт найдут точки соприкосновения.

Ребята, отгадайте загадку: Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? Ответ: Без дроби.

Видите, какое многозначное слово дробь.

- С каким значением работаем мы с Вами?  (С математическим). Математику не зря называют царицей наук. Для неё свойственны изящность, красота и точность. Знания не только надо иметь, но надо уметь их показать.

Этап №1. Проводит инструктаж по работе с дидактическим материалом. Ребята, вы должны составить кластер «Дроби»: напишите всё, что вы о них знаете и умеете выполнять. Приложение 2

3 минуты

Актуализа-ция   знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия опорных знаний и способов действий.

Фронтальная работа Организация устного счета.

Читают вопросы со слайда, делают выводы, после этого идёт самопроверка, выставление оценок за работу на данном этапе урока в лист самооценки.

Этап №2. Фронтальная работа. Какие из этих величин точные, а какие – приближённые? 

-Земля — шар радиусом около 6400 км.

-46 пятиклассников нашей школы любят смотреть хоккей с мячом.

-Диаметр Солнца превышает 1 390 000 км.

-В музее Стирлинга Смита в Шотландии хранится самый древний мяч. Ему 450 лет.

- Хоккейные шайбы после броска хоккеиста могут лететь со скоростью 160км/час!

- Бывший футболист из Чехословакии Ян Мелешко стал футбольным жонглёром. Жонглируя мячом, он может петь, вести мотоцикл, бегать по лестнице, танцевать вальс… А однажды он установил рекорд-17000 ударов головой по мячу без перерыва.

- Футбольный мяч сшит из 32 лоскутков: белых шестиугольников и чёрных пятиугольников.

4 минуты

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивация учащихся, вместе с ними

определяется цель урока; акцентируется внимание учащихся на значимость темы.

Рассмотрим следующую задачу:

Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?

-Какое задание нужно выполнить? (Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.)

-Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня вспомнить? (алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит вспомнить, как складывать и вычитать десятичные дроби.)

Какая же будет тема урока? (Сложение и вычитание десятичных дробей.

Абсолютно верно.

А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Запишите тему урока в тетрадь.

 4 минут

Примене-ние знаний и умений в новой ситуации

Организовать усвоение детьми решения заданий с их проговариванием во внешней речи. Показать разнообразие задач на  сложение и вычитание десятичных дробей, решаемых в жизни.

Работа в парах над поставленными задачами

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.

Отвечают на поставленный вопрос.

Обучающимся предлагаются следующие задачи:

задача «Покупка продуктов к обеду», в которой необходимо подобрать оптимальный вариант покупки необходимых товаров (Вопрос 1/2) и рассчитать стоимость покупки товаров с учётом скидки по дисконтной карте (Вопрос 2/2);

задача «Подготовка к школе», в которой необходимо выбрать из ассортимента предлагаемых товаров нужные и рассчитать их стоимость (Вопрос 1/3); рассчитать стоимость выбранных товаров с учётом действующих скидок (Вопрос 2/3) и определить сумму денег, которую сэкономили при покупке товаров по акции (Вопрос 3/3).

Решение задач можно осуществлять в процессе индивидуальной или групповой работы

  ЗАДАНИЕ 1 «ПОКУПКА ПРОДУКТОВ К ОБЕДУ»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.

Домохозяйке Наталье Анатольевне для приготовления обеда необходимо купить следующий набор продуктов: 1 баночку кукурузы Bonduelle, 10 яиц, 3 литр молока «Простоквашино» и хлеб. Рядом с домом Натальи Анатольевны располагаются сетевые магазины «Магнит», «Лента» и «Пятёрочка». У Натальи Анатольевны в телефоне установлено приложение «Едадил» и она постоянно следит за обновлениями акционных товаров в этих магазинах. Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Приложение 3.

Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Наталья Анатольевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент, что составит 19,306 руб.? Ответ округлите до целых.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

ЗАДАНИЕ 2 «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.

В выходные Вера Александровна с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Ване к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Народный», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, что составляет 645 рублей, на обувь – 20 %, что составляет 480 рублей » и решили совершить покупки в этом магазине.

Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки. Приложение 4.

Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки. Расчёт произведите в тыс.руб.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

 13 мин

Физкультми-нутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Физкультминутка!

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

2 мин

Применение знаний, умений и навыков (закрепление)

Показать разнообразие задач на  сложение и вычитание десятичных дробей, решаемых в жизни.

Продолжим урок и решаем задачи.

Комментированное решение задачи у доски

Задача.

Собранную клубнику разложили в 5 ящиков. В первом ящике клубники было  на 4,2 кг больше, чем во втором, но меньше, чем в третьем на 2,3 кг. В четвертом ящике на 3,7 кг больше, чем в пятом, но меньше, чем в третьем на 1,3 кг. Сколько килограммов клубники собрали, если в четвертом ящике – 7,8 кг ?

5 мин

Самоанализ и самоконтроль

Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Решают задания самостоятельно, заполняют листы самооценки. Самопроверка (карандашом)

Раздаёт слабым учащимся карточки быстрого счёта (КБС), с остальными учащимися проводит математический диктант с самопроверкой. Приложение №5

4-5мин

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.  

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

(Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.)

- Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?        

        

 

4 мин

Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать качественную оценку работы учащихся

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

(Подводит итоги работы групп и класса в целом.)

- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценки и выставляются оценки за работу на уроке

2 мин

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания

Учащиеся записывают в дневники задание.

Дает комментарий к домашнему заданию. Для решения дом. задания учащимся выдаются карточки.

- Молодцы!

- Спасибо за урок.

  1. мин

3 блок. Дидактические средства

  1. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф,

2. Дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф

3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

  1. блок. Контроль и оценивание деятельности обучающихся.

Оценочный лист по каждому этапу урока. Ученик по каждому этапу урока ставит

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

 "-" - не справился с задачей

В конце урока подсчитывает количество "+" и выставляет себе оценку. Оценочный лист сдается учителю

Приложение 1.

Карточка самооценки за урок

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Лист самооценки. Ф.И.__________________________. Класс:_______________. Дата:__________

Вид работы на этапах урока

Этап №1

Этап №2

Этап №3

Этап №5

Итоговая оценка за урок.

Кластер

Ответы на вопросы (точное или приближённое значение величин)

Задачи из жизненных ситуаций

Самостоятельная работа

(КБС/мат.диктант-ЦОР)

Оценка

Домашнее задание. Десятичные дроби в повседневной жизни: конкурс сюжетных задач.


Приложение 2.


Приложение 3.

Прейскурант цен в магазинах

Наименование
товара

Магазин

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3507292/pub_600ee7e4052efe27df77e9a8_600fe5e18dfe7b3b2dc45c6e/scale_1200

https://www.mact-dom.ru/upload/iblock/69e/69e703c26d46512f4dec806e5a9dbeb6.png

Цены на товар (в рублях)

Горошек Bonduelle

81,99

87,90

79,99

Огурец свежий, за 1 кг

93,99

79,90

89,99

Яйцо куриное, СО, столовое, 10 штук

https://lenta.gcdn.co/globalassets/1/-/33/492/52/271482.png?preset=fulllossywhite

87,99

85,90

88,99

Молоко  «Простоквашино»

https://shop.mgnl.ru/upload/iblock/249/249008b8dbf840ff4518aad8543add98.jpeg

63,99

67,90

69,99

Хлеб

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614571930_5-p-khleb-na-belom-fone-5.png

27,99

28,90

26,99


Приложение 4.

Цены на товары

Рубашка – 900 руб.

Брюки – 1 200 руб.

Туфли -1600.

Джинсы-1400.

Кроссовки – 800 руб.

Футболка – 500 руб.

Джемпер - 1700                                                                                                                                                                                                                    

Спортивный костюм -1900

Куртка – 3 200 руб.


Приложение 5.

Дифференцированная самостоятельная работа: для слабых учащихся карточки КБС карточки устного счёта, для более сильных учащихся -математический диктант –ЦОР

КБС (карточек  быстрого счёта)

Математический диктант

I вариант

II вариант

3,57  –  0,5  =

7,11  +  2,03  =

2,3  –  0,15  =

4,08  +  4,02  =

15,1  +  4,08  =

14,79  –  4,09 =

9,64  –  0,6  =

1,55  +  4,04  =

8,09  +  2,01  =

4,5  –  0,25  =

17,45  –  2,05  =

12,3  +  7,06  =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

Игра для развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий....

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....