Метапредметный урок по математике для 5 классов на тему:"Математические задачи в защиту леса"
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Белькова Ольга Александровна

Урок по математике для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Белькова Ольга Александровна, учитель математики ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».

Метапредметный урок математика и экология

Тема урока: «Математические задачи в защиту леса» (5 класс)

     Цели:

Предметные: совершенствовать навыки арифметических действий, развивать навыки решения задач, содержащих десятичные дроби,

Личностные: формировать познавательный интерес.
Метапредметные: определять общие цели;

уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ; ориентироваться в разнообразии способов решения задач,

формировать умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую;
обобщать понимание экологических проблем местности и нахождение путей их решения.
Демонстрационный материал: слайды презентации, учебник «Математика 5 класс авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”
Оборудование: Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение Михаила Дудина

 «Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите

 Берегите Землю!

Берегите!»

- О чем просит людей автор стихотворения?

-Почему это так важно в настоящее время?

-Человек очень богат. Он владеет целой планетой! Планета – наш общий дом, который мы должны беречь, строить его, а не разрушать.

- Построим наш общий дом – Планету Земля.

2. Вступительное слово учителя.

 Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу.

     Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Влияние человека на лес не только очень сильно, но и чрезвычайно многообразно, в основном он создает препятствия для естественного восстановления деревьев. За последние 16 лет в нашей республике Бурятия мы потеряли больше 2-х миллионов гектаров леса. По площади это сравнимо и равно площади 65 городов размером с Улан-Удэ. Это немного меньше, чем территория Армении или Израиля.

Для восстановления леса необходимо десятки лет. Но пожары не дают ему на это шанс. Такими темпами наша Республика может в скором будущем превратится в пустыню. Что мы можем сделать юные граждане нашей Республики, чтобы  не допустить этого?

      Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении е себе. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы можем помочь сохранить лес.

3.Решение задач        

1. За 2017 год в лесах Бурятии произошло 265 пожаров, площадь которых составляет 19,7 тыс. га. За 2018 год произошло 217 пожаров, площадь которых составляет 120,4 тыс. га. Найдите  среднюю площадь одного пожара - в 2017г и 2018г. Какова площадь леса, уничтоженного пожарами за 2 года? Насколько площадь лесных пожаров увеличилась в 2018 году?

Решение: 19700:265=74,3 (тыс. га) - 2017 год

                  120,4:217=554,8 (тыс. га) - 2018 год

                  554,8-74,3=480.5 (тыс. га)

                  19.7+120,4=140,1 (тыс. га)

Ответ: Средняя площадь одного пожара в 2017 году – 74,3 га, в 2018 – 554,8 тыс. га. 140,1 тыс. га - площадь лесов Бурятии, уничтоженная  пожарами за два года. Площадь лесных пожаров увеличилась в 2018 году на 480,5 тыс. га.

Исследовательская работа:

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник 
"
Математика 5” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2012, и сколько, чтобы издать тираж учебника (150 000)?

Решение: Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна  14*21=294 см2

В учебнике 284страницы или 142 листа, значит, площадь всех страниц учебника  
   294*142 = 41748 см
2 =  4 м2 1748 см2 .В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru  найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2требуется ¼ га леса)
На 1000 м
нужно вырубить  ¼ га = 2500м деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. 
Значит, на производство одного учебника требуется:
4 м
2 1748 см2 * * 2,5 = 10 м2 4370 см2

Тираж учебника 150 000 экземпляров.
На весь тираж требуется   
104 370*150 000 = 15 655 500 000 см
2 = 
= 15 655 500м
2  леса  = 15655 га.

2. Согласно нашим расчетам одна ученица 5 класса в процессе учебы тратит за полгода 11 кг. бумаги, а весь класс 198 кг. Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 куб.м. древесины. Если учесть, что средний объем одного дерева – 0,33 куб. м., то для производства 1 т. бумаги потребуется 17 деревьев.

 Вывод: Учащиеся 5 кл. за один учебный год тратят по приблизительным подсчетам 387 кг. бумаги, для изготовления которой необходимо 2 куб.м. древесины или 7 деревьев.

3. Сколько нужно сдать макулатуры, что бы сохранить 7 деревьев. Если 120 кг. макулатуры сохраняют от вырубки 2 дерева.

Решение:

120*7=840 (кг)

840:2=420 (кг)

Ответ: для того чтобы сохранить 7 деревьев от вырубки необходимо собрать 420 кг макулатуры.

4.  Один ученик нашего класса в процессе учебного года на вес всех бумажных учебных принадлежностей тратит 22 кг бумаги. А весь класс сколько тратят? (21уч.). Сколько деревьев необходимо для изготовления бумаги?

Решение:

Так как 2 дерева – 120 кг (из условий задачи №3), то 1 дерево = 120:2=60кг

22*21=462 (кг)

462: 60=7,7~8 деревьев

Ответ: 8 деревьев необходимо для изготовления бумаги 1-ому классу.

5. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево. Мы всей школой собирали использованную бумагу, в общей сложности получилось собрать 3660 кг. Этим поступком скольким деревьям мы сохранили жизнь?

Решение: 3660:60=61

Ответ: 61 дереву мы сохранили жизнь.

6. В нашей школе 1655г бумаги остается на столах за день после уроков.

Сколько за 210 учебных дней? Если мы всю бумагу сдаем в макулатуру, то за год сохраним сколько деревьев?

Решение:

1655*210=347550 (г) = 347 кг 550г

348:60= 5,8 (около 6 деревьев)

Ответ: мы сохраним около 6 дереьев.

Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

7. На новогодние праздники в Республике Бурятия были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течении года? В среднем 1 га хвойного леса выделяет 10 кг. кислорода в сутки?

Решение:

20*10=200 (кг) – 20 га елок могут выделить кислорода в сутки

200*365=73000 (кг)

73000кг = 73т

Ответ: 73 тонны кислорода могли бы выделить эти деревья в течении года.

Чтобы сберечь новогодние елки в лесу, можно встретить Новый год с альтернативной ёлкой

8.В среднем человек потребляет в сутки 0,8 кг. кислорода. При физической нагрузке потребление кислорода может вырасти до 1,3 кг. Среднее же дерево выделяет за сутки 0,2 кг. живительного газа. Скольким деревьям необходимо «работать», для того чтобы человеку дышалось легко.

0,8:0,2=4 (д.)

1,3:0,2=6,5 (д.) (около 7)

Ответ: для того чтобы человеку дышалось легко необходимо 4 дерева, а для того чтобы легко дышалось человеку при физической нагрузке понадобится около 7 деревьев.

9.Сколько деревьев должно быть посажено в парке, что бы в нем могли комфортно чувствовать 249ученицы нашей школы и 20 педагогов?

Решение:

249+20=269 (чел.)

269*4=1076 (д.)

269*7=1883 (д.)

Ответ: при условии того, что будет физическая нагрузка, людям понадобится 1883 дерева, если она будет отсутствовать будет необходимо 1076 деревьев.

Учитель:  Лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Во многих странах приняты законы об охране природы, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого человека.

Не скудеет Россия лесами
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами:
Срубишь дерево – три посади!

4.Итог урока:

Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным.

Цели, поставленные в начале урока достигнуты.

Научились применять математические знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.

Рассмотрели и осознали экологические проблемы республики, предложили пути решения этих проблем.

5.Рефлексия        

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.https://konspekta.net/megapredmetru/baza2/1206856376368.files/image032.jpg

https://konspekta.net/megapredmetru/baza2/1206856376368.files/image034.jpgМясорубка – информацию переработаю.

https://konspekta.net/megapredmetru/baza2/1206856376368.files/image036.jpgКорзина – всё выброшу.

5.Домашнее задание: составить задачу экологического содержания.

Список используемых источников

1. Газета «Первое сентября» №2, 2015г.

2. Газета «Математика в школе» №4, 2017г.

3. Математика. 5 класс. авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.,2017г.

4. Моисеев Н. «Экология человечества глазами математика». М., Молодая гвардия, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок по математике 6 класс

урок соответствует требованиям , предъявляемым к современному метапредметному уроку...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Презентация к уроку по математике 5 класс по теме "Решение задач на движение"

Презентация к уроку по математике 5 класс по теме "Решение задач на движение", к учебнику А.Г. Мордкович....

Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе

Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...

Конспект урока по математике 5 класса на тему: Решение задач на кратное сравнение чисел.

Цель: научить учащихся решать задачи на кратное сравнение чисел, уметь применять правило при решении задач. Способствовать коррекции речи, логического мышления. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.Об...

Метапредметный урок по математике 6 класс по теме "Масштаб"

Метапредметный урок  по математике 6 класс по теме "Масштаб"(урок закрепления изученного материала)...