«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА в числах и задачах» 70-летию Победы посвящается (Математическая игра)
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Данная игра посвящена Великой Отечественной войне. Все этапы позволяют окунуться в историю того времени. О войне можно говорить много не только в день Победы 9 мая, но и в будние дни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_matematicheskaya_igra_5_klass.doc919 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

в числах и задачах»

70-летию Победы посвящается

[Математическая игра]

Щетникова Л.В.

Неделя математики, 5 класс

Задачи:

  1. Деятельностные: развитие способности к мыслительной деятельности, развитие критического мышления, развитие внимания, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развитие творческих и речевых способностей учащихся, развитие умения работать в группах.
  2. Образовательные: познакомить учащихся с документальными фотографиями, историческими справками, задачами на военную тематику.
  3. Воспитательные: воспитание умения анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации, воспитание у учащихся интереса к истории родной страны, своей семьи, чувства патриотизма, благодарность и уважение к тем, кто приближал Победу, развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействие учащихся в групповой (командной) работе, развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Отечество», «героизм». Уважение к своей родине, ее героям, радость от того, что мы родились и живем в России, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование:

интерактивные доски; презентации; карточки с заданиями на этапах; прямоугольники из цветной бумаги (1 на команду); модель танка (можно игрушечная боевая машина); бумага белая формата А4 для каждой команды; цветные карандаши или фломастеры; название этапов; маршрутные листы; жетоны с количеством звезд; список команды и её название; эмблемы; листочки; ручки и линейки с карандашами; грамоты.

Ход игры

Данная игра посвящена Великой Отечественной войне. Все этапы позволяют окунуться в историю того времени. О войне можно говорить много не только в день Победы 9 мая, но и в будние дни.

Вот уже 70 лет Великой Победы! И самое главное, чтобы наши дети, внуки, правнуки никогда не забывали о своих дедах, прадедах подаривших такой бесценный подарок – ПОБЕДУ!

Какой она должна быть сегодня, история минувшей войны? Как рассказать её, чтобы она действительно стала уроком для сегодняшнего поколения? Нельзя им забывать, что и как пришлось тогда терпеть, превозмогать, одолевать. Память о войне - за каждым, кто прошел, испытал, пережил...

Игра проходит по принципу весёлой эстафеты. В ней участвует параллель 5 классов. Количество этапов зависит от количества команд (этапов должно быть больше или совпадать с количеством команд).

В начале игры командам выдаются карты маршрутов, в которых указывается очерёдность этапов, номера кабинетов, где они находятся, и отмечаются баллы; рассказывается о каждом этапе и зачитываются правила игры. За каждый правильно пройденный этап команда получает жетоны.

В конце игры подводятся итоги, отмечаются победители, вручаются награды.

Правила игры

Каждая команда выбирает капитана команды. Капитаны ведут свои команды по строго заданному маршруту (см. маршрутный лист) и следят, чтобы участники не сбились с пути.

Время остановки команды на этапе 3-5 минут.

Придя на этап, класс садится за парты, внимательно слушают руководителя этапа и выполняют задание. За правильный ответ команды получают баллы, соответствующие для данного этапа. За нарушение дисциплины команда получает штрафные баллы. По окончанию игры руководитель последнего этапа подсчитывает все баллы команды и заносит в карту маршрутов количество набранных баллов.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Этапы

  1. Исторический (Курская битва).
  2. Выборочный (одно из шести заданий по выбору [использование программы Microsoft Power Point с применением гиперссылки]).
  3. Вычислительный (вес хлеба в 1941г).
  4. Моделирование (увеличение количества углов).
  5. Логический (высказывания).
  6. Капитанский (графический диктант).
  7. Измерительный (вычислить объем корпуса танка и длину дула).
  8. Творческий (создание плаката «ВОВ в числах и задачах»)

Описание этапов

  1. Исторический этап. (4 балла: 1балл за каждое действие)

(оформление: интерактивная доска, презентация №1)

На данном этапе руководитель просить учащиеся ознакомиться с исторической справкой о Курской битве. После чего предлагает команде решить задачу.

Курская битва.

Я был беззаботным мальчишкой,

Когда у наших ворот

Взметнулся багряною вспышкой

Внезапно нагрянувший фронт.

Лавр Девятов.

Одно из самых крупных сражений Великой Отечественной войны(1941-1945) была битва под Курском в1943 году (Курская дуга). Разработанная немцами операция имела кодовое название

«Цитадель». В сражении участвовало со стороны СССР более

1 300 000 человек личного состава ,3 444 танка,2 172 самолёта.

Со стороны фашистских войск более 900 000 человек, 2 736 танка,

2 050 самолётов. В ходе 50-дневных боёв советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых, убито более 500 000 человек. Под Курском немецким войскам был нанесен такой удар, после которого фактически был предрешён исход войны.

Задача:

На Курской дуге стояло 2736 немецких танков. Чтобы подбить ряд, состоящий из 6 танков, нужно 3 орудия и 6 снарядов.

Сколько нужно орудий и снарядов для уничтожения всех танков?

Сколько нужно снарядов, если из орудий будут стрелять новобранцы и для уничтожения 1-ого танка им потребуется 2 снаряда?

  1. Выборочный (3 балла)

(оформление: интерактивная доска, презентация №2)

На данном этапе учащиеся самостоятельно выбирают одно из шести заданий. При правильном решении получают 3 балла.

3. Вычислительный (3 балла)

(оформление: интерактивная доска, презентация №3)

На данном этапе учащимся предлагается ознакомиться с фактами 1941 года о нормативном снабжении хлебом (введение карточной системы снабжения хлебом). И вычислить самостоятельно, сколько граммов хлеба получали люди разной категории.

4. Моделирование (увеличение количества углов) (от 1 до 3 баллов)

Учащимся, на данном этапе, предлагается бумажная модель четырехугольника, которую необходимо переделать в геометрическую модель с большим количеством углов [не использовать ножницы, а так же, нельзя рвать или приклеивать дополнительно бумагу]. Если команда сделала 5-6 углов, то получает 1 балл. За 7-8 углов – 2 балла. За 9 и более углов – 3 балла.

5. Логические задачи, вопросы на развитие логики (7 баллов).

(оформление: интерактивная доска, презентация №4)

Цель этого упражнения не только развивать логическое мышление учащихся, но и заинтересовать их историей ВОВ.

Какое высказывание верное, а какое - ложное?

  1. Дроби бывают правильными. 8/7 – дробь, следовательно, она правильная.
  2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. "Медный Всадник" - сочинение Пушкина. Следовательно, "Медный Всадник" нельзя прочитать за одну ночь.
  3. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.
  4. Все ученики 5"Ю" класса - отличники. Вася Иванов - отличник. Следовательно, Вася Иванов - ученик 5 "Ю" класса.
  5. Все маршалы Советской Армии во время ВОВ (Великая Отечественная Война) командовали фронтами, Константин Рокоссовский – Маршал Советского Союза, следовательно, он командовал фронтом.
  6. Все бомбардировщики во время ВОВ имели место для стрелка – радиста, самолет ПЕ – 2 бомбардировщик, следовательно, он имел место для стрелка радиста.
  7. Все истребители Советского Союза Великой Отечественной Войны имели два двигателя, самолет фашистского Люфт Ваффе МЕ – 109 истребитель, а значит у него два двигателя.

6. Капитанский (6 баллов)

Графический диктант

Данное упражнение проверяет умение работать в команде, так же развивает концентрацию внимания.

Для этого упражнения требуется лишь бумага в клетку и простые карандаши (количество зависит от состава танковой армии). Один радист (капитан команды) корректирует движение целой танковой армии (остальные игроки). Радист может только произносить команды («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») и указать при этом на какое количество клеток двигаться.

Капитан берет лист с заданием и диктует своей команде медленно и только 1 раз, не повторяя. Количество баллов зависит от количества игроков, выполнивших задание. У каждого игрока должен в итоге получиться танк. Игра требует от учащихся постоянной сосредоточенности и внимательности.

Задание (графический диктант)

[Карта для радиста]

Точка отсчета: отступите сверху 2 клетки, слева – 6 клеток.

Готовы?

Начинаем (диктовать по столбикам)!

5 1 11 3

1 1 4

6 2 1

1 2 2

6 4 2

Что у вас получилось?

  1. Измерительный (вычислить объем корпуса танка и длину дула) (5 баллов)

Учащимся предлагается найти объем корпуса танка (игрушка) или военной машины (игрушка). С помощью линейки провести измерения.

  1. Творческий (участвует вся команда) (4 балла)

Команде выдается бумага А4 и цветные карандаши, краски и т.п. Объявляется тема «Великая Отечественная война в числах и задачах!» или «Мы за Мир во всем Мире!». Время на рисование от 3-5 минут.

В результате: все команды участвуют в процессе создания плаката, который будет собран из рисунков каждой команды на А4 и скреплены в единый плакат под названием «Великая Отечественная война в числах и задачах!» или «Мы за Мир во всем Мире!». В последствие, можно продемонстрировать учащимся других параллелей.

Ответы

  1. Исторический (4 балла)

Задача:

На Курской дуге стояло 2736 немецких танков. Чтобы подбить ряд, состоящий из 6 танков, нужно 3 орудия и 6 снарядов.

Сколько нужно орудий и снарядов для уничтожения всех танков?

Сколько нужно снарядов, если из орудий будут стрелять новобранцы и для уничтожения 1-ого танка им потребуется 2 снаряда?

Решение:

  1. 2736:6=456(рядов) по 6 танков в каждом.
  2. 456•3=1368(орудий) – для уничтожения всех танков
  3. 456•6=2736(снарядов) – для уничтожения всех танков
  4. 2736•2=5472(снаряда) новобранцам для уничтожения всех танков.

2. Выборочный (3 балла)

3. Вычислительный (3 балла)

4. Моделирование (увеличение количества углов) (от 1 до 3 баллов)

П

При сгибании одного угла получаем 5-тиугольник. При сгибании второго угла – 6-угольник. И т.п.

5. Логические задачи, вопросы на развитие логики (7 баллов)

Какое высказывание верное, а какое - ложное?

  1. Дроби бывают правильными. 8/7 – дробь, следовательно, она правильная (ложь)
  2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. "Медный Всадник" - сочинение Пушкина. Следовательно, "Медный Всадник" нельзя прочитать за одну ночь.

(ложь)

  1. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь

(не обязательно, значит - ложь)

  1. Все ученики 5"Ю" класса - отличники. Вася Иванов - отличник. Следовательно, Вася Иванов - ученик 5 "Ю" класса.

(ложь)

  1. Все маршалы Советской Армии во время ВОВ (Великая Отечественная Война) командовали фронтами, Константин Рокоссовский – Маршал Советского Союза, следовательно, он командовал фронтом

(истина)

  1. Все бомбардировщики во время ВОВ имели место для стрелка – радиста, самолет ПЕ – 2 бомбардировщик, следовательно, он имел место для стрелка радиста

(истина)

  1. Все истребители Советского Союза Великой Отечественной Войны имели два двигателя, самолет фашистского Люфт Ваффе МЕ – 109 истребитель, а значит у него два двигателя

(это истребитель не Советского Союза, а значит у него могло быть и не два двигателя, значит - ложь)

6. Капитанский (6 баллов)

Графический диктант

Точка отсчета: отступите сверху 2 клетки, слева – 6 клеток.

Готовы?

Начинаем (диктовать по столбикам)!

5 1 11 3

1 1 4

6 2 1

1 2 2

6 4 2

  1. Измерительный (вычислить объем корпуса танка и длину дула)

(5 баллов).

1) Необходимо измерить длину, ширину, высоту корпуса танка. И провести расчеты по формуле: V=abc (cм3). 2) измерить длину дула.

  1. Творческий (участвует вся команда) (4 балла)

Команде выдается бумага А4 и цветные карандаши, краски и т.п. Объявляется тема «Великая Отечественная война в числах и задачах!» или «Мы за Мир во всем Мире!». Время на рисование от 3-5 минут.

В результате: все команды участвуют в процессе создания плаката, который будет собран из рисунков каждой команды на А4 и скреплены в единый плакат под названием «Великая Отечественная война в числах и задачах!» или «Мы за Мир во всем Мире!». В последствие, можно продемонстрировать учащимся других параллелей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в числах и задачах

Дидактический материал для учащихся 5-9 классов, итог проектной деятельности с учащимися 6 класса...

Игра-конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны» Посвящается 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией.

Предлагаемая игра проводится в форме внеклассного мероприятия. Материал может быть использован как для внутришкольного, так и для районного или городского уровня. Игра предполагает исследовательскую д...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Великая Отечественная война в числах»

Данная методическая разработка является конспектом внеклассного мероприятия, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне для студентов 1 курса....

Конспект занятия по рисованию, посвященный Великой Отечественной войне «Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»

Конспект занятия по рисованию, посвященный Великой Отечественной войне«Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»...

Митинг, посвященный 77- ой годовщине победы в Великой Отечественной войне "Нет срока давности у нашей памяти, победа в сердце каждого живет".

Материал представлен в форме музыкольно-поэтической композиции с прохождением Бссмертного полка, минутой молчания, возложения гирлянды памяти и корзины с цветамик памятнику погибшим солдатам....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...