Вниманию родителей! Глобальная сеть: правила пользования
статья по теме

Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч? Линия помощи «Дети онлайн» представляет рекомендации для родителей. ( Журнал "Дети в информационном обществе" № 8, 2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Служба телефонного и онлайн-консультирования Линия помощи «Дети онлайн» была создана в 2009 году. В задачи проекта входят как психологическая помощь юным пользователям, уже столкнувшимся с опасностью во время пользования интернетом  и/или мобильной связи,  так и информационная и консультационная поддержка детей, родителей/ педагогов.

Знакомства в интернете

При общении в сети существует угроза подвергнуться рискам, связанным с контактами с другими людьми, не всегда знакомыми в реальной жизни. Особенно опасен груминг  - установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальные  отношения. Знакомство чаще всего ходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь  лично («в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение  груминга.

1. Будьте в курсе, с кем взаимодействует в интернете ваш ребенок. Старайтесь регу лярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех, с кем об щается.

2. Объясните ребенку, что нельзя разгла шать в интернете информацию личного харак тера (номер телефона, домашний адрес, назва ние/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.

  1. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в ча тах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нель зя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
  2. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует обра тить на это внимание и провести с ним разъ яснительную беседу.
  3. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ре бенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
  4. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Кибербуллинг

Кибербуллинг - преднамеренное и протя женное во времени агрессивное поведение по отношению к жертве, осуществляемое одним человеком или группой людей посредством различных электронных сервисов.

Предупреждение кибербуллинга

1. Объясните детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова — читать грубости так же неприятно, как и слы шать.

  1. Объясните детям, что нельзя использо вать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
  2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других поль зователей.
  3. Объясните детям, что информация, ко торую они выкладывают в интернете, может быть использована против них.
  4. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в интернете, а также следи те за его настроением после пользования сетью.

Кибермошенничество

Кибермошенничество — один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, па спортные данные, коды, пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб.

Предупреждение кибермошенничества

  1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите   его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.
  2. Установите на свои компьютеры антиви рус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных дан ных или другие подобные действия.
  3. Интернет-магазины:
  1. Ознакомьтесь с отзывами покупателей.
  2. Избегайте предоплаты.
  3. Проверьте реквизиты и название юридиче ского лица — владельца магазина.
  4. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois).
  5. Поинтересуйтесь выдачей кассового чека.
  6. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  7. Позвоните в справочную магазина.
  8. Обратите внимание на правила интернет- магазина.
  9. Выясните, сколько точно вам придется за платить.

Противозаконный и неэтичный контент

Контентные риски — это материалы (тек сты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецен зурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду наркотиков и действий, причиняющих вред физическому и психическому здоровью. Столкнуться с ри сками такого рода можно практически вез де: сайты, социальные сети, блоги, торренты, видеохостинги. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Предупреждение столкновения с неэтичным или противозаконным контентом:

  1.     Установите на компьютер специальные программные фильтры (при нажатии на вы- летающий баннер вместо страницы будет всплывать пустое окно) или специальные про граммы, называемые системами родитель ского контроля (они позволяют родителям ре шать, какое содержимое могут просматривать их дети).
  2. Приучите ребенка советоваться с взрос лыми и немедленно сообщать о появлении по добного рода нежелательной информации.
  3. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете — правда. Научите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
  4. Старайтесь спрашивать ребенка об уви денном в интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

Вредоносные программы

Вредоносные программы - различное про граммное обеспечение (вирусы, черви, «тро янские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Они также способны сни жать скорость обмена данными с интерне том и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие ком пьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами

  1.  Установите на все домашние компью теры специальные почтовые фильтры и анти вирусные системы для предотвращения за ражения программного обеспечения и потери данных. Подобные программы наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, исполь зующие вредоносные приложения.
  2. Используйте только лицензионные про граммы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают за ражены пиратские копии программ, особенно игр.
  3. Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры,
  4. Делайте резервную копию важных дан ных.
  5. Старайтесь периодически менять паро ли (например, от электронной почты), но не ис пользуйте слишком простые пароли.

Если ребенок все же столкнулся с какой- либо угрозой в сети и она оказала на него негативное влияние

  1. Установите положительный эмоциональ ный контакт с ребенком, постарайтесь распо ложить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

  1. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьёзно произошедшее и в какой степени это могло повлиять на ребёнка.
  2. Если ребёнок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуа ции. Выясните, что привело к данному резуль тату - непосредственно действия самого ре бенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного пове дения в интернете.
  3. Если ситуация связана с насилием в ин тернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об агрессоре, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жиз ни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно агрессору о ребен ке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Жестко настаивайте на том, чтобы ребенок избегал встреч с незна комцами, особенно без свидетелей. Проверь те все новые контакты ребенка за последнее время.

  1. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохрани тельные органы.

  1. Если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребен ком, если ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, если вы не знаете,  как поступить в той или иной ситуации  - обратитесь к специалисту (теле фон доверия, горячая линия и др.), где вам да дут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмеша тельство психолога, полиции или других служб и организаций.

С белее подробными рекомендациями вы можете ознакомиться на сайте

WWW. detionline.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности.»

Средства пожаротушения и правила пользования ими.Огнетушители. Их типы и особенности.Урок ОБЖ в 5, 8 классах.Цели урока: рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борь...

Методическая разработка урока Глобальная сеть Интернет

Содержание, основные понятия: структура Интернет, адресация в Интернете(IP-адреса и доменная система имён). Транспортировка данных Вид урока: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: урок защи...

«Глобальная сеть Интернет. Поиск информации» в рамках всероссийского открытого урока «Имею право знать!»

Всероссийский открытый урок: «Имею право знать!»Тема урока:  «Поиск информации в Интернете». Форма урока: Интегрированный урок.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: изучить структ...

«Глобальная сеть Интернет. Поиск информации» в рамках всероссийского открытого урока «Имею право знать!»

Всероссийский открытый урок: «Имею право знать!»Тема урока:  «Поиск информации в Интернете». Форма урока: Интегрированный урок.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: изучить структ...

Правила пользования гаджетами, которые облегчат жизнь родителям

Разработка содержит 7 простых правил для родителей, которые помогут урегулировать процесс пользования гаджетами детьми....

Памятка для родителей по соблюдению правил безопасности в сети Интернет

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И ВАШИХ БЛИЗКИХ!!!...

Буклет "Глобальная сеть: правила пользования. Рекомендации для родителей ."

Буклет "Глобальная сеть: правила пользования. Рекомендации для родителей ." поможет развивать навыки медиаграмотности не только у детей, но и у родителей....