мотивация учения у подростков.
статья (6 класс) по теме

Елена Анатольевна

Потребности низшего и высшего уровня. Мотивы учения. Виды мотивации.рекомендации родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мотивы учения42 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ у подростков

Потребность- это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.

Потребности

Низшего уровня                                                                           высшего уровня

1.Физиологические потребности.  

Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.  

2. Потребности в безопасности.

В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению  повседневной жизни. Ребёнку по вкусу предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.

3. Потребности в принадлежности и любви.

Каждый человек нуждается в чувстве принадлежности к определённой социальной группе. Ему необходимо любить и чувствовать себя любимым.

4. Потребность в признании.

Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой  и высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо уважение окружающих и самого себя. Неудовлетворённость в  потребности вызывает чувство унижения, слабости, беспомощности, которые  свою очередь, служат почвой для  уныния, запускают невротические механизмы

Потребности высшего уровня.

Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и   понимать мир вокруг себя

1.Потребности в любви и понимании.    

2. потребность в познании, любопытство, Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.

Чем выше   мера удовлетворённости потребностей одного уровня, тем выше актуальность потребностей следующего уровня. Исходя из этого, можно предположить, что у детей с низким уровнем мотивации слабо удовлетворены потребности низших уровней. Как могут появиться  потребности в познании, если ребенок напуган, ему не хватает общения, к тому же у него занижена самооценка? Это объясняет и детскую невнимательность, и негативное отношение к школе, учителям и учёбе, высочайший уровень агрессии  и все остальные факторы, мешающие плодотворному усвоению школьного материала.

   В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.

            Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности

В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

                              Мотивы:

+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,

+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.

                           Мотивы:

+ситуативные,

+ устойчивые  

        №1 Ситуативный интерес – это, когда на уроках бывает интересно, нравится сам учитель или ребенок изучает предмет только ради хороших оценок.

       № 2 Интересуется предметом, потому что узнает на уроках много нового и интересного, когда предмет заставляет думать, и ребенок получает удовольствие от работы на уроке.

№ 3. Проявляется повышенный  интерес, если предмет дается легко, ребенок ждет урока с нетерпением, и стремится узнать больше, чем требует учитель .

Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)

+ внешний, при которой значима не деятельность, а удовлетворение других потребностей.

+ внутренним , при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.

Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.

                         Мотивация:

+ престижная. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области

+ соревновательная.  Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.

Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.

                         Мотивация:

+ положительная

+  отрицательной

                         Мотивация:

+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.

+ если родители безразличны к интересам ребенка или жестко контролируют его поведение, то у ребенка начинает преобладать желание избежать неуспеха, т.е. возникает низкая мортивация.

 

        Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.

Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):

 = широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;

= учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

= мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.

Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда.

причины, побуждающие учиться.

Учеба по необходимости: заставляют учиться родители, ради хороших оценок,  предмет полезен для будущей жизни: для дальнейшей учебы  или работы, или ради солидарности со своими одноклассниками.  

                От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?

1) если потребности низшего уровня не удовлетворены, то потребности высшего уровня не развиваются.

2) когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.

     

     Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.

Рекомендации родителям :

Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:

1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.

2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.

3) Чувствовал себя любимым и любил.

4) ежедневно интересоваться успехами ребенка

5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.  

НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.

6) помощь должна быть ненавязчива.

7) успехи поощряемы.

Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания,  вряд ли  можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Родительские собрания – 5 класс. Составитель А.В. Ефремова, Из-во «Учитель- АСТ» Волгоград, 2005 г.
  2. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», «Формирование интереса к учению у школьников»  М., 1983
  3.  Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение 1990 г.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Мотивация учения подростков"

Родительское собрание по теме "Мотивация учения подростков" для родителей 6-7\8 классников.для классных руководителей, которые сталкиваются с нежеланием  уч-ся учиться....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Основные характеристики подросткового возраста:Желание ребенка принять на себя обязанности и права взрослых.Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.Обидчивость, озлобленность, раздражен...

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообра...

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся           подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий ...

Методика изучения мотивации учения подростков 7, 9, 11 классов

Методика изучения мотивации учения подростков 7,9, 11 классов...

Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберг-А.Д.Андреева)

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...

Методика изучения мотивации учения подростков (7 кл.)

Методика изучения мотивации учения подростков (7 кл.)...