Родителям будущих первоклассников
статья по теме

Родителям будущих первоклассников.

    Нужно ли учить ребёнка читать перед школой? Этот вопрос наверняка волнует всех родителей, чьи дети готовятся стать первоклассниками. Сейчас очень много говорят о том, что это необязательно условие, что навык чтения дети освоят в школе. И гораздо важнее, чтобы ребёнок умел свободно ориентироваться в новой для него обстановке, самостоятельно принимать собственные решения, добиваться результатов, а не обладать готовыми знаниями и умениями. Безусловно, это важно. Но, на мой взгляд, научить читать или хотя бы начать осваивать азы чтения необходимо ещё до поступления в первый класс.

       Как известно, большинство детей с радостью идут в школу, уверяя, что они хотят научиться читать, писать, считать. Но проходит совсем немного времени и интерес к обучению в школе быстро угасает. Почему? У этого феномена может быть много причин: несовершенство программ, учебников, недостаточное использование наглядного материала и игр в учебном процессе. Но главная причина, на мой взгляд, в перегрузке первоклассников. У детей, которые пришли учиться в первый класс, одновременно возникает очень много проблем. Необходимо установить контакт с новыми взрослыми - учителями. Возникают проблемы взаимоотношений с детьми в новом коллективе первоклассников. Но наибольшие трудности возникают при обучении учебным навыкам, в том числе чтению. При этом «помощь» родителей часто принимает такие формы давления, которые иногда ускоряют формирование негативного отношения к процессу обучения в целом.

      Дети не всегда могут справиться с нарастающим валом проблем и нередко это приводит к такому тяжелому последствию, как школьный невроз. Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к школе? Как облегчить им этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является уменьшение нагрузки первоклассников. И прежде всего за счет предварительного обучения ребенка чтению.

      Заботливым родителям вполне по силам научить читать ребенка, конечно, делая это с помощью игр. Главное – перед тем как начинать учить ребенка читать, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-то интерес. Без наличия такого интереса обучение или не удастся, или станет для малыша настоящей мукой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию для чтения.

     Каким образом это следует делать?

     Есть только два способа:

1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи;

2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

     Перед тем как начинать учить читать, очень важно определить, какие мотивы уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно поставить малышу несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем ребенку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если читать какую-то книгу?», «А ты бы хотел (-а) научиться читать?», «А для чего тебе это нужно? »и др.. Следует стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив - желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового интересного об окружающем мире (например, о животных и птицах, динозаврах, космонавтах, о растений и т.п.)

2. Перспективный мотив - стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста - желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка удивились и сказали: «Какой молодец наш Дима, уже умеет читать. Вскоре он сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили ».

4. Деятельностный мотив - желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками - стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

       Когда Вы увидите, что у малыша хорошо сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать учить его читать.

      С чего начать? Обучать дошкольников наиболее эффективно во время игры, с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом, малыш не замечает, как у него формируется целый ряд очень важных операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя, легко и быстро учится читать. Наряду с этим взрослый, который собирается учить малыша читать, должен четко представить себе, что делать это нужно по строго определенной последовательностью. Итак, на первом этапе ребенка нужно научить делать звуковой анализ слов, которые она произносит. Малыш должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

      Второй этап обучения - это знакомство с буквами (проведите в виде игры).

      Третий этап - выделение слогов в словах и чтения слогов.

      И, наконец, четвертый этап направлен на то, чтобы научить детей читать слова разной длины, а также закрепить этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-З-х букв, затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда Вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (не боится их читать), можно переходить к чтению текстов.

      С этого момента начинается период совершенствования навыков чтения, который длится, как правило, много лет. Теперь захватывающим должен стать сам процесс чтения.

      Итак, дерзайте, уважаемые взрослые, у вас впереди ещё три летних месяца, за которые можно успеть многое. И не забывайте, что личный пример всегда самый действенный: интересуйтесь, учитесь, развивайтесь сами, а не только развивайте и учите ребенка! И конечно хвалите малыша: занимаясь с ним практической подготовкой к школе, не пропускайте ни одной удачи и успеха, говорите ребенку о том, как Вы гордитесь им!

А.А. Комарова,

учитель-логопед детского сада № 25.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Родителям будущих первоклассников

Родители могут познакомиться с речевыми умениями и навыками детей 7-ого года жизни....

"Выступление для родителей будущих первоклассников"

В данной методической разработке вы сможете получить информацию о том, какие качества необходимо развить в ребенке до того моментка как он переступит порог школы. Этот этап переломный в жизни каждого ...

Памятка родителям будущих первоклассников, да и любым родителям...

Подчас в "суматохе дней" родителям некогда задуматься - кто они для своих детей... Надеюсь, предложенная мной памятка поможет им посмотреть на себя взглядом своих детей, вспомнить себя - беспомощных п...

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

в данном материале даны рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...


 

Комментарии

Лагунова Наталья Петровна

Анастасия Александровна, полностью с Вами согласна!
Ваши рекомендации действительно работают!
Проверено!
Спасибо большое!!!