Основные вопросы воспитания школьника в семье
статья по теме

Третьякова Елена Олеговна

В данной статье даются ответы на многие вопросы, возникающие при воспитании ребёнка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._osnovnye_voprosy_vospitaniya_shkolnika_v_seme.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Большим событием в жизни ребенка является поступление в школу, которым ознаменуется переход от беззаботного детства к отрочеству. У ребенка впервые появляются обязанности не только по отношению к окружающим, но и к определенному делу государственной важности — учебе. Отношение к выполнению этих обязанностей с первых дней обучения в школе нередко определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Поступлению в школу предшествует длительная подготовка: ребенку рассказывают о школе, покупают форму, книги, тетради; он проходит медицинское обследование; в детском саду устраивают торжественные проводы «выпускников» и т. д. Наконец, наступает долгожданный день — 1 сентября. Этот день во многих семьях празднуется, как день рождения, — пекут пирог, ребенок получает подарки, его поздравляют с поступлением в школу.
Все это имеет большое значение, и ребенок приходит в школу с хорошим настроением в ожидании радостного труда, каким должно быть для него обучение. В советской школе стало традицией отмечать встречу первоклассников, как праздник. Но за праздником наступают школьные будни и не все дети легко втягиваются в учебу.
Родители должны со всей серьезностью относиться к организации быта сначала школьника-ребенка, а далее школьника-подростка и школьника-юноши. «Не надо забывать,— писал известный педагог и литератор А С Макаренко, — что ребенка воспитывает все: люди, вещи, обстановка».
Внешняя среда играет большую роль в формировании характера человека: под ее влиянием складывается его мировоззрение, создаются те или иные привычки. Вот почему так важно, чтобы вся жизнь ребенка: режим дня, порядок в комнате и одежде, воспитание навыков и привычек были тщательно продуманы и хорошо организованы.
У ребенка должна быть не только отдельная чистая кровать, но и определенное рабочее место, стол, за которым школьник готовит уроки или что-либо мастерит, и полки для книг, игрушек и других, быть может, только ему одному интересных и нужных вещей. Все это должно содержаться в чистоте и порядке, которые он должен обеспечить сам. Дело родителей только следить, чтобы это требование неуклонно выполнялось.
Большое значение имеет в деле воспитания и требование к внешнему виду ребенка. Если школьник чист и причесан, аккуратно одет, обувь его блестит, то и поведение его будет значительно организованнее, а следовательно, и занятия продуктивнее.
Одежда школьника в школе определяется требованием формы, дома она должна быть удобной и гигиеничной. Крайне желательно, чтобы, приходя домой из школы, дети переодевались, форму чистили и вешали в шкаф. Учащиеся 2—3-х классов должны уметь выстирать воротничок и пионерский галстук, пришить оторвавшуюся пуговицу, начиная с 4-го класса уметь отгладить форму и вычистить пятна. Хорошо, когда сын видит, как отец чистит костюм и обувь, подшивает подворотничок, гладит брюки, помогает матери или бабушке по хозяйству. Неправы те матери, которые ограждают детей от всякой домашней работы и стремятся все сделать сами, так как это воспитывает безответственное отношение школьника к своим вещам, не приучает его к аккуратности.
Личный пример родителей и всех старших в семье имеет громадное значение не только в деле воспитания скуратности и умения организовать свое время, но и в целом ряде других вопросов. В хорошей дружной семье, где ребенку уделяется достаточно внимания, обычно вырастают хорошие жизнерадостные дети, способные ученики — активные строители новой жизни.
Английский писатель Оскар Уальд писал, что дети только в начале своей жизни любят своих родителей, потом они их судят и редко прощают. Так обстоит дело в буржуазном обществе. Иная картина отношения детей к родителям у нас. Большинство детей гордятся своими родителями, их трудовыми подвигами, хотят во всем походить на них.
Взаимоотношения между всеми членами семьи должны быть благожелательными и ровными, ни в коем случае нельзя вступать в пререкания в присутствии детей, непочтительно отзываться друг о друге или отменять распоряжение, данное другим, жалеть наказанного, и т. д. Разговор в присутствии детей не должен касаться тех предметов, о которых дети не должны знать.
Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильными для него и едиными со стороны всех взрослых членов семьи. 
Немногие родители могут уделять более 2—3 часов в день ребенку школьного возраста, но и этих часов совершенно достаточно, чтобы знать, как учится ребенок, чем занимается в свободное от занятий время, как готовит уроки, что читает, с кем дружит, т. е., иными словами, быть в курсе всех его маленьких дел.
Чем старше становятся дети, тем сложнее становится их внутренний мир, появляются более широкие интересы, но родители должны по-прежнему интересоваться их делами; они должны оставаться лучшими друзьями и советчиками своих детей.
Некоторые родители считают, что в их обязанности входит только забота о материальном благосостоянии своих детей; воспитание они целиком передоверяют школе, забывая, что школа не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, тем более что дети бывают в школе далеко не весь день.
Обязательным условием нормального воспитания школьника является тесная связь родителей со школой — непосредственный контакт с классным руководителем и учителями. Многие родители разрешают себе безответственную критику учителей в присутствии детей, считают, что именно к их детям предъявляют особые требования, неправильно оценивают их знания и т. д. Это подрывает авторитет учителя и прежде всего наносит вред самому школьнику. Он начинает дерзить, невнимательно следит за уроком, противопоставляет себя коллективу учащихся.
Непосредственная же связь родителей со школой обеспечивает индивидуальный подход к ученику, дает возможность предупредить неуспеваемость, искоренить те или иные дурные привычки.
При поступлении ребенка в школу мать должна ознакомить учителя с его характером, интересами, историей его детства, условиями жизни. Учителю важно знать, когда ребенок начал говорить, одновременно ли с другими звуками выговаривать «р», не переставлял ли слоги в словах, какие игры любит, к кому в семье ребенок больше привязан и многое другое. К моменту поступления в школу ребенок имеет уже свои интересы, привычки, взгляды. Обычно отмечают, что тот или иной ребенок аккуратен или небрежен, общителен или замкнут, ласков или груб, вспыльчив или сдержан и т. д. Нередко с первых дней пребывания в школе выявляется целый ряд отрицательных черт характера. Но при дружных усилиях родителей, учителя и участии детского коллектива можно и должно влиять на характер ребенка. Говорят, что привычка — вторая натура, поэтому надо воспитывать здоровые, полезные привычки. В основном воспитание определяет характер человека.
Опасным возрастом для формирования характера является так называемый переходный возраст, т. е. 12—15 лет. Дети этого возраста, как правило, обучаются в 5—9-х классах. В этот период обычно происходит и «переоценка ценностей»: для ученика начальных классов авторитет учителя и родителей является непоколебимым, ученик же 5-го класса учится у многих учителей, сравнивает их, критикует, многое, что ранее принималось им на веру, теперь требует доказательств. В этот период ребенок болезненно переживает всякую с его точки зрения несправедливость, нередко начинает стесняться в проявлении чувств по отношению к родителям, иногда начинает грубить, легко попадает под влияние учеников с большей силой воли, авторитет товарищей противопоставляет авторитету учителей и родителей. Поэтому в это время надо особенно чутко относиться к детям, знать, чем они живут, о чем мечтают, с кем дружат. Подросток часто болезненно самолюбив, обращение с ним, как с маленьким ребенком, разговор тоном приказания или мелочная опека глубоко оскорбляют его, унижают его человеческое достоинство.
Когда ребенок стал подростком или юношей, родителям особенно важнр сохранить свой авторитет. Но этого нельзя сделать родительской властью, авторитет, уважение надо завоевать, надо суметь остаться другом и советчиком своего сына или дочери. Большое значение для сохранения родительского авторитета должно сыграть умение родителей отнестись с уважением к труду детей, их новым производственным и школьным интересам.
Связь родителей со школой и врачом, наблюдающим за состоянием здоровья ребенка, также ни в коей мере не должна ослабевать. Необходимо помнить, что именно в этом возрасте под влиянием пионерской и комсомольской организации школы, работы на производстве, учителей, товарищей, под влиянием всей советской действительности складывается мировоззрение школьника. Но и с родителей не снимается ответственность за воспитание детей.
Ученик черпает в основном свои знания о жизни из школьных занятий, работы в колхозах, на заводе, из учебников, художественной литературы, газет, из посещений кино, театра, музеев, всей окружающей действительности и дело не только в том, чтобы уберечь от чтения неподходящей литературы или просмотра кинофильма, который не соответствует возрасту, а в том, чтобы подсказать правильную оценку, помочь разобраться в прочитанном или виденном. Это не значит, что родители должны допускать беспорядочное чтение или бесконтрольное посещение кино, но уж если это произошло, следует не сердиться, а растолковать все непонятное и подсказать правильную оценку. Критерием отношения детей к родителям в данном случае явится их откровенность, желание поделиться с родителями своими сомнениями.
Многие родители спрашивают о том, следует ли помогать детям в приготовлении уроков. Безусловно следует, но степень участия должна быть различна в зависимости от возраста, успеваемости и общего развития ученика. В начальных классах, особенно в 1-м и 2-м, прежде всего следует следить, чтобы ребенок во время приготовления уроков не занимался посторонними делами, не отвлекался по пустякам и чтобы уроки ежедневно готовились в одни и те же часы. Во время занятий ребенка в комнате должно быть по возможности тихо: следует выключить радио и телевизор, не вести громких разговоров, приучить младших детей не мешать школьнику заниматься. Это способствует образованию привычки к планомерному труду.
Надо приучать ребенка работать аккуратно, как правило, не следует заставлять его переделывать письменную работу даже в том случае, если она выполнена небрежно. Небрежность в работе нередко у младших школьников является признаком истощения нервной системы, т. е. утомления. Кроме того, переписывание воспитывает безответственное отношение к выполнению задания: ученик надеется на то, что он может в случае, если работа сделана плохо, ее переделать. Ребенок должен стремиться сразу выполнить работу хорошо, тогда он будет ею дорожить.
Небрежная работа оценивается плохой отметкой, и родители должны указать на справедливость такой отметки, может быть даже рассказать ребенку, что он допустил брак в работе, рассказать о том, что рабочие, которые допускают брак на производстве, приносят вред своей стране, и как важно работать отлично. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок вырывал страницы из тетради. Следует воспитывать бережное отношение к тетради и ко всему школьному имуществу — от тетради и учебника до стен класса, школы.
Если родители или кто-либо в семье вследствие своей занятости не могут следить непосредственно за качеством выполнения домашних уроков, то все же они обязаны ежедневно хотя бы просматривать домашние тетради. В первых двух классах достаточно проверить письменные работы, качество чтения и усвоение прочитанного. Начиная с 3-го класса необходимо уделять внимание пересказу детей, их умению схватывать главное, культуре речи; в отдельных случаях при ответе ребенка можно давать наводящие вопросы. Необходимо, чтобы к 5-му классу выработалась привычка ежедневно готовить уроки не только письменные, но и устные. Порядок приготовления уроков ученик обычно устанавливает сам. Рекомендуется трудные уроки готовить первыми. Но, как правило, трудными кажутся ученикам те уроки, которые они невнимательно прослушали в классе или нерегулярно, неаккуратно готовили. Плохо усвоенные темы становятся трудными. Тут следует прийти ученику на помощь и чем раньше, тем лучше, так как иначе может появиться нелюбовь к тому или иному предмету, которую иногда дети переносят и на учителя, ведущего данный предмет.
Как поступить в том случае, если ученик не может в силу тех или иных причин, например, решить задачу? Конечно, если родители могут ее решить, они должны помочь ребенку, но это не значит сделать задачу за него и дать списать. Следует разобрать задачу, даже решить аналогичную с более легкими числами, после чего предоставить ребенку решать неудавшуюся задачу самому. При проверке устных уроков следует иногда, не спрашивая всего материала, задать только те вопросы, которые помогут уяснить, насколько внимательно прочитан материал.
Необходимо систематически расспрашивать ребенка о его школьных делах и проверять дневник. Если ученик получил двойку, надо разобраться в ее причине: быть может, дело в плохом знании материала, пропущенного по болезни, или ослаблении памяти, в таком случае следует вместе с учителем помочь ребенку усвоить трудные для него темы, более внимательно отнестись к его здоровью и посоветоваться с врачом. Но в большинстве случаев плохая оценка говорит о несерьезном отношении школьника к своим обязанностям: невнимательном поведении на уроке, нерегулярном и неаккуратном выполнении домашних заданий. В таком случае надо наказать ребенка. Наказанием может быть суровый, недовольный тон родителей, лишение предстоящего удовольствия: посещения кино, театра, гостей. Ни в коем случае нельзя отнестись безразлично к плохой отметке, а тем более согласиться с ребенком, желающим оправдаться и объясняющим двойку ошибкой или несправедливостью учителя. Согласие, даже молчаливое, с подобным объяснением демобилизует ученика, делает его «несправедливо обиженным» и увеличивает его разболтанность и безответственное отношение к своей школьной работе.
Нельзя безразлично отнестись и к хорошей оценке, полученной в школе: следует похвалить ребенка, порадоваться вместе с ним. Но нельзя чрезмерно хвалить за хорошую оценку, тем более давать за это подарки, как делают иногда некоторые неразумные родители. Если ученик получил оценку 4 или 5, это значит он был внимателен на уроке, хорошо разобрался в материале, аккуратно и осмысленно выполнил домашние задания, иначе говоря, добросовестно выполнил свои обязанности. А добросовестное выполнение работы — долг каждого человека.
Большое значение для общего развития кругозора ребенка имеет чтение художественной, а иногда и специальной литературы. Родители обязаны обеспечить ребенку возможность читать, но читать не беспорядочно, а именно те книги, которые рекомендуют учителя по тому или иному предмету. Внимательные родители обычно прочитывают все книги, читаемые их детьми, это дает им возможность лучше узнать, чем и как интересуется их сын или дочь, создать общность интересов и ту необходимую близость, без которой не может быть нормальных отношений в семье. В некоторых семьях имеется очень хорошая традиция: вечером все собираются вместе, рассказывают о работе, проделанной за день, о своих трудовых успехах или неудачах, читают газету, обсуждают прочитанное, находят на карте места текущих событий. Способствует сближению детей с родителями совместное посещение кино, театра, стадиона или хотя бы совместное обсуждение виденного.
Взрослые очень часто недооценивают переживания школьника и рассматривают многое, что его волнует, с точки ерения своего жизненного опыта, не учитывая возраста и восприятия своего собеседника. Умение переключаться, жить какое-то время интересами своих детей — одно из непременных условий искренней дружбы между родителями и детьми. Вот почему очень важно, чтобы в разговоре с детьми родители не поучали своих детей, а понимали бы их. Ни к чему хорошему обычно не приводят беседы, например, об успеваемости, когда отец или мать грозно спрашивает, почему ребенок получил двойку, добивается обещания ее исправить и на этом успокаивается, не вскрыв причин неуспеваемости. 
Такие «беседы» нередко ведут к тому, что о следующей двойке родители узнают только из дневника или от учителя. Еще менее удачны бывают «воспитательные» беседы, в которых родители запрещают дружить с тем или иным мальчиком или девочкой, не уничтожив их обаяния и авторитета в глазах своих детей. Это часто ведет к тому, что дети продолжают дружить «потихоньку» и попадают под нежелательное влияние.
Участие родителей в выборе друзей для своих детей — дело ответственное и важное. В младших классах нетрудно влиять на выбор детей, но родители должны помнить, что они выбирают друзей не себе, а своим детям, поэтому надо учитывать характер ребенка. Если ребенок медлителен, хорошо, чтобы друг его был подвижным; если ребенок вспыльчив, друг его — хладнокровным, но в то же время у детей должно быть примерно одинаковое развитие и одни интересы. В старших классах вопрос дружбы значительно сложнее, но и тут возможно влияние родителей, если они умеют установить дружеские отношения с товарищами своих детей, участвуют в разговорах, в обсуждении ряда проблем, волнующих юношей, принимают участие в туристических походах и экскурсиях, когда это возможно.
Как отец, так и мать должны знать, где и как проводят свободное время, вне дома, их дети. В тех семьях, где нет отца, очень важно, чтобы мать не замыкалась в круг своих личных интересов, особенно если ей приходится растить сына. Иначе у сына начнется своя личная жизнь, в которую ей не будет доступа, и сын совершенно окажется вне сферы материнского влияния.
Особенно важно участие родителей в жизни своих детей, когда дети находятся в переходном возрасте (12—15 лет).
Едва ли не решающим фактором воспитания школьника является труд.
Например, как бережно относятся дети к вещам, сделанным их руками, с какой радостью подсчитывают урожай своей бригады и даже как тщательно вытирают ноги, если хотя бы раз пришлось вымыть пол самому.
Только труд в сочетании с общеобразовательными занятиями дает возможность ребенку стать гармонически развитым человеком, хорошим товарищем, осознающим радость полезного, творческого труда, полноценным членом коммунистического общества. Большое воспитательное значение имеет и совместный труд взрослых и детей в семье. Каждый должен иметь свои обязанности, например закупка продуктов, приготовление обеда, уборка комнаты, колка дров и т. д. При этом должно, естественно, существовать некоторое разделение на женские и мужские дела, но хорошо, если к мальчики участвуют, например, в приготовлении обеда.
Кроме того, обязательным для мальчиков, так же как и для девочек, является ручной труд, умение применить свои знания на практике. Стыдно, если человек не умеет пришить пугавицу или заштопать чулок; если ученик, изучающий электричество, не может починить электроплитку или перегоревшую пробку. Именно разумная и трудовая деятельность приобщает ребенка к жизни взрослых и делает его членом трудового коллектива, каким является семья.
Труд ребенка должен тесно переплетаться с игрой, так как дети имеют способность работая играть, играя работать. По играм школьников, связанных с приобретением навыков ручного труда, имеется обширная литература. Не следует лишать школьников игрушек, которые, естественно, с возрастом детей усложняются. А. М. Горький писал: «Много знаний о жизни мира и своей страны ребенок получает от забавно, умно и просто написанной книжки и это еще легче может быть достигнуто благодаря интересной игрушке».
Особое место должна занимать в играх школьников механическая игрушка: автомобиль, конструкторы, телефон и другие. Разбирая игрушечный автомобиль, ребенок приобретает ряд навыков, которые ему пригодятся в дальнейшем. Собирая те или иные предметы из частей конструктора, он приобщается в какой-то мере к техническому творчеству, а проводя телефон, лучше усваивает курс физики.
Каждая настольная игра развивает ряд положительных навыков: внимание, сообразительность, находчивость и другие. Родители, покупая ребенку в подарок игру, должны вначале разобрать и объяснить правила и порядок игры, поиграть вместе с детьми. Игры с товарищами развивают чувство коллективизма, что особенно ярко проявляется в спортивных играх, какими являются волейбол, баскетбол и другие. Кроме того, коллективная игра развивает ловкость, настойчивость, волю к победе.
Особое место в деле домашнего воспитания занимает воспитание чувства красивого. Родители должны помочь своим детям научиться видеть красоту природы, уметь отличить подлинное художественное произведение — будь то картина или музыка, стихи или роман. Большинство детей очень чутко относятся к красоте вещей, но часто совершенно не понимают музыку, а жизнь человека, любящего музыку, значительно красочнее. Посещение родителями с детьми концертов-лекций, театров пополняет этот пробел воспитания.
В целях воспитания чувства ответственности старшие школьники должны принимать участие в обсуждении бюджета семьи. Это приучает их думать о своих близких, ценить труд взрослых, знать цену деньгам и ближайшие перспективы семьи, это воспитывает сознательное отношение к жизни.
Наиболее сложным является вопрос поощрения и наказания школьников в семье. Ни в коем случае нельзя поощрять детей за хорошую учебу деньгами или наказывая за те или иные проступки, применять меры физического воздействия (бить ребенка, лишать его еды или прогулки).
Родители должны помнить, что они имеют дело с будущими гражданами страны Советов, и воспитывать в детях чувство сознательной дисциплины. Если школьник совершил неблаговидный проступок, то главное довести это дело до его сознания и вызвать искреннее раскаяние. Но надо не только наказывать за проступки, а стараться их предупредить.
Сильным средством психического воздействия является рассказ по аналогии. У А. П. Чехова есть рассказ, где отцу сообщают, что его маленький сын начал курить. Отец не бранит сына за курение, а рассказывает ему сказку, где герой тоже начал курить, вследствие этого погиб и доставил много горя своему отцу. На мальчика сказка произвела сильное впечатление, он обещает никогда больше не курить и, конечно, сдержит свое обещание. Можно лишать детей, как мы уже говорили, и развлечений, например посещения кино. Поощрять же следует также развлечениями и подарками книг или игрушек.
Самое главное в воспитании ребенка это не какие-нибудь особые воспитательные воздействия, а дружеская трудовая обстановка в семье. Нельзя создавать вокруг ребенка атмосферу особой изнеженности, надо втягивать его в посильный труд, учить заботиться о других членах семьи: помочь бабушке, последить за младшим братом и сестрой, оберегать покой родителей, отдыхающих после работы. В то же время необходимо, чтобы школьник чувствовал, что остальные члены семьи уважают его труд и его интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Эстетическое воспитание школьников в семье

Мечта родительская однозначна; видеть своих детей прекрасными людьми и счастливыми. Мы с вами хотим, чтобы только хорошие, ожидало нашей детей. Вот сегодня мы должны с вами поговорить, как это прекрас...

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА...

Музыкальное воспитание школьников в семье

Музыкальное воспитание школьников в семье...

Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"

Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций....