Виды арт-терапии при коррекции моторной алалии
материал на тему

 

  • Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);
  • Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);
  • Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
  • Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной);
  • Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия);
  • Креативная игротерапия (песочная терапия).

Использование музыкотерапии в логопедии:

Коррекционные задачи:

  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
  • формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

Коррекционные возможности танцевальной терапии:

  • Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия;
  • активизация регулирующий и планирующей функции речи;
  • совершенствование невербального общения и фатической функции речи;
  • формирование лексикона, его активизация;
  • совершенствование пространственных представлений;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • нормализация нервной деятельности.

Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: 

  • рисование мыльными пузырями«;
  • техника "кляксография»;
  • пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды);
  • рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);
  • Ниткография;
  • тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных);
  • Рисование на манке;
  • Техника «овощных печатей»;
  • Техника «монотипия»;
  • Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.
  • Техника отпечатывания ватой.
  • Техника «оттиск пробками»
  • Рисование ладошками.

К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.

Существуют три основных вида рецептивной МТ:

1) музыкопсихотерапия (МПТ), одно из наиболее известных и достаточно давно известных направлений, методы которого решают задачи по лечебно-коррекционному воздействию на психоэмоциональное состояние пациента; 

2) музыкорефлексотерапия (автор С.В.Шушарджан) - преследует своей целью контактное или дистантное лечебное воздействие на психосоматические функции организма через точки акупунктуры;                     

3) музыкофармакотерапия (автор С.В.Шушарджан), новейшая технология, в которой эффективность лекарственных средств потенцируется одновременным музыкально-терапевтическим воздействием.

активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе:

вокалотерапия;

музыкально –педагогическая реабилитация;

игровая вокалотерапия; метод Нордофф - Роббинс;

аналитическая музыкотерапия и психотерапия и др.

Вокалотерапия, музыкально-педагогическая реабилитация и  игровая вокалотерапия разработаны в нашей стране. Они отличаются оригинальностью, индивидуальным подходом к пациентам, многогранностью лечебно-восстановительных свойств и реально высокой эффективностью.Последние два метода в основном используются на Западе и в России практически не применяются.

Вокалотерапия (автор С.В.Шушарджан).Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Особенно эффективна ВТ при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

Музыкально - педагогическая реабилитация (МПР)  (автор С.В.Шушарджан) – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. МПР преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи.

Игровая вокалотерапия (ИВТ) (автор Н.И.Еремина)  - это метод активной психокоррекции и оздоровления, в котором сочетаются элементы вокалотерапии, ролевые игры и воздействия музыкальными архетипами. ИВТ эффективна в работе с детьми, страдающими невротическими расстройствами, асоциальным поведением, отстающими в развитии, с нарушениями речи и пластики.          …

Научно-исследовательский Центр музыкальной терапии и восстановительных технологий находится в историческом центре Москвы в районе Старого Арбата по адресу: 119034, г.Москва,станции метро “Кропоткинская” или “Смоленская”,Малый Власьевский пер. дом 6, офис 1  Телефоны:  8 - 495 - 970 -55 - 26;      8 - 498 - 647 - 03 - 09;   8 - 916 - 882 - 89 - 99,

e-mail: medart777@yandex.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Коррекционная работа при моторной алалии.

Из  опыта  работы   учителя – логопеда ...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОВЗ (моторная алалия)

Программа коррекционно-развивающего обучения расчитана на з года обучения ребёнка с ОВЗ...

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Научная статья по логопедии "Заикание на выходе из моторной алалии".

Что такое алалия? Почему у ребенка-алалика могут появиться в речи запинки? Как заниматься с ребенком-алаликом дома? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье....