Психология младшего школьника
материал по теме

Савельева Юлия Александровна

 

Младший школьный возраст

Психология младшего школьника

  В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребёнка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, мышцы становятся крепче и сильнее. Хотя скорость этих процессов не одинакова у разных детей.

  Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций.

  Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается.

  Большинство детей психологически подготовлены к школе и они идут в школу с радостью. Ведущей деятельностью младшего школьника становится УЧЕНИЕ, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.

  По мере включения ребёнка младшего школьного возраста в учебную, трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие его психики, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.

  Первоклассник ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся всё своё внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить своё внимание на чём-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познавательных процессов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии -  формированию внимательности как важному качеству личности.

  Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Школьники начинают выделять и осознавать задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть, к припоминанию прибегают реже. Конкретно-образный характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с текстом. Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей.     

  Ко 2-му классу детское воображение становится более реалистичным, что обуславливает развитие критического мышления.

  В настоящее время считается установленным и признанным фактом то, что умственные возможности каждого школьника шире, чем представлялось ранее. При специальной методической организации обучения они могут усваивать абстрактные построения, теоретические положения (разумеется, в адаптированном варианте). 

  В условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника. Ранее наблюдавшаяся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.

  С поступлением в школу изменяется и образ жизни ребёнка в целом, меняется её режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.  В начале обучения взаимоотношения во многом определяются учителем, идут через него. Учитель оценивает успехи, неудачи в учёбе школьника, его нравственные качества в различных ситуациях, а сверстники воспринимают всё это как основную характеристику личностных качеств товарищей. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться оценками поведения каждого ребёнка. У некоторых детей возникает желание подражать хорошему поведению товарищей и отрицать плохое.

  В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе может быть разным. В одном случае школьник идёт с желанием в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. В другом - возникает неудовлетворённость ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.

  Очень важно знать, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, и к классному коллективу, и к школе в целом.

По материалам пособий Б.С.Волкова, Н.В.Волковой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возрастная психология младших школьников»

Родительское собрание на тему: «Возрастная психология младших школьников» ЦЕЛИ:l  Обсудить возрастные особенности младших школьников;l  Познакомить родителей с периодами, присущими псих...

Что надо знать родителям о психологии младшего школьника?

Ребенок младшего школьного возраста  отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической де...

Интерактивная презентация и приложение "Коррекция высших психических функций младших школьников с ОВЗ в работе педагога – психолога".

Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в образовательном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ  в учёбе. Активное введение в тради...

Как правильно общаться с младшим школьником. Советы педагога-психолога родителям.

В статье – рекомендации родителям, как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие , как критиковать ребенка; принципы, как п...

Советы психолога для родителей дошкольников и младших школьников во время карантина

Рекомендации подготовили: Е.В. Филиппова, А.Л. Венгер, М.В. Булыгина, специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета....

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....