Материал для родителей. О введении курса ОРКСЭ в школе.
план-конспект урока по теме

Морозова Валентина Владимировна

Вопрос духовно-нравстаенного воспитания детей является одним из ключевых, стоящих перед родителями,учителями и государством. Курс ОРКСЭ вводится в школах именно с этой целью. Родителям необходимо поддержать ребёнка в этот период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naibolee_chasto_zadavaemye_voprosy_o_vvedenii_kursa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?        

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

2. Какие документы регламентируют введение данного курса?        

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

·  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

·  Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.

·  Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?        

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

4. Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?        

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

5. Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?        

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

6. Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?         

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

7. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?        

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

8. Каковы основные принципы преподавания курса?        

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

9. В чём воспитательная составляющая данного курса?        

Освоение курса должно обеспечить:

·  понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

·  знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

·  формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

·  формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

·  знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

·  укрепление духовной преемственности поколений.

10. Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?        

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

11. Кто может вести курс ОРКСЭ?        

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

12. Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?        

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

13.В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?        

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

14. Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?        

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

15. Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу ОРКСЭ или их следует приобретать родителям самостоятельно?        

Все школы Тюменской области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

16. Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?        

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

17. Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?        

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

18. Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?        

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?        

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?        

Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.

Но желательно все же определиться пораньше, например, в мае-июне, чтобы учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.

Практические советы родителям, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному

средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка

воспитатель.

Задача нового учебного курса  — создание условий для духовно-нравственного развития

школьника.

 Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного

содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой

деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной

деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства).

На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми

дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком.

В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той

или иной информации.

Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует,

что переживается ими как наиболее значимое.

У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни.

 Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания

ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком

11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные

и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё  одна причина, затрудняющая

речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого

личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день,

но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но

опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей,

других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым

вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного

выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть

уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные

уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового

предмета. Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их    всего

два.

Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов.

Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между

людьми. Говорите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком  — универсальное требование к

воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно

ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и

осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и

способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы,

особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог —

это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным

ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается

    в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном

общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого  — позиция

«над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб,

неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно

стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в

своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными

методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в

самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви

к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие

его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства

или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует

относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а

авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно

недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и

лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать,

побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и

общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской

этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте

банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение

формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей

собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете

вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего

ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми

рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют

различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового

учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя

будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку,

чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных

взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей,

атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о

недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную

устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту

проблему с классным руководителем.

Совет 4

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами  — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для

демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать

специальные задания  — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных

школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его

провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он

расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте

вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте

над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы,

памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те

ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное,

что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», —

понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.

Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и

завершается. Если  этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о

нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его п

ведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая

нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного

поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное

здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье,

определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной

силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово

способно лечить, а злое  — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и

общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в

школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального

здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и

укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического

здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации,

превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в

руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать

ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил,

что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё

всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что

другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и  оптимизм, если ему

не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого

поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-

другому поступить просто не может.  Постарайтесь, чтобы ваши дети  чаще задумывались о

последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках

нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием

изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником

его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс —

это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны

оказывать вы  — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда

соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Статья была написана для методического пособия, которое выйдет в АППО на кафедре социального образования в январе 2013 года....

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Автор Волкова Светлана Михайловнаучитель ОРКСЭ и географии школы №328 Невского района г. С-Петербурга...

Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.

Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....

Презентация " Преподавание курса ОРКСЭ в начальной школе"

В презентации представлены основные задачи реализации содержания в курсе ОРКСЭ....

эссе на тему "Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы"

Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы...

Праздник для обучающихся 4 класса и их родителей «Тепло родного очага» Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»

Данный файл- это внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") Тема: "Тепло семейного  очага"...

Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...