Консультация для родителей «Сколько бы ни было в мире детишек: все их права и ценны и равны»
классный час по теме

Отрубянникова Светлана Петровна

Целью консультации является содействие формированию у родителей представления о правах детей.

Основными задачами являются:

  • Ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами в области защиты прав детей.
  • Повысить уровень правовых знаний родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_prava_detey.docx32.91 КБ
Office presentation icon roditelskiy_pravovoy_lektoriy.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сколько  бы ни было в мире детишек: все их прав и ценны и равны»

Цель: Содействовать формированию у родителей представления о правах детей.

Задачи:

Ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами в области защиты прав детей.

Повысить уровень правовых знаний родителей.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о воспитании детей в семье и школе, о правах наших детей. И я приглашаю вас к диалогу.

 Кстати, XXI век назван, как - Век ребенка, 20 ноября — Всемирный день прав ребенка.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Детский фонд ООН (Организация Объединенных Наций) – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г)

Декларация прав ребёнка (1959 г.)

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

Семейный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Закон «Об образовании»

Конституция Российской Федерации.

Региональные нормативные акты:

Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации

Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

             На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

 Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

Выживание

Развитие

Защита

Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

1.        Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

2.        Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

1.  Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).

2.  Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)

3.  Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1)

4.  Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

5.  Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

6.  Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст.8, п.1)

7.  Право ребёнка на семейные связи (ст.8, п.1)

8.  Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9, п.3)

9.  Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст.10, п.2)

10.Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст.10, п.2)

11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст.12, п.1)

12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст.13, п.1.2)

13. Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст.14, п.1,2)

14. Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст.15, п.1.2)

15. Право ребёнка на личную жизнь (ст.16. п.1)

16. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст.16, п.1)

17. Право ребёнка на семейную жизнь (ст.16, п.1)

18. Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст.16, п.1)

19. Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст.16, п.1. 2)

20. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1)

21. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18, п. 3)

22. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1)

23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст.20, п.1)

24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст.23. п.2)

25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4)

26.  Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст.25)

27.  Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26, п. 1)

28.  Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1, 3)

29.  Прав ребёнка на образование (ст.28, п.29)

30.  Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст.30)

31.  Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2)

32.  Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)

33.  Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1)

34.  Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33)

35. Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст.34; ст.36)

36.  Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37)

А сейчас уважаемые родители, давайте разделимся на 4 группы и по рассуждаем. Такая небольшая практическая часть.

1. Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:

Для первой группы «Права, обеспечивающие выживание»

Для второй группы «Права, обеспечивающие развитие»

Для третьей группы «Права, обеспечивающие защиту»

Для четвертой группы «Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества».

2. А сейчас вам нужно будет подумать и ответить на поставленные вопросы:

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.

 («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)

Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?

 («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)

В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?

 («Двенадцать месяцев»)

В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)

Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"?

(Право на жизнь)

Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"?

(Право на свободное передвижение)

Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность) 

Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"?

 (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"?

(Правом на бесплатное образование)

Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность)

На примере этой игры мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

А для того, чтобы закрепить знания, мы с вами разыграем ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Ситуация 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Ситуация 2.

Ученик Петров бегал по классу на уроке. На замечание учителя ответил: “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения”.

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

(Есть и обязанности как себя вести на уроке.)

Ситуация 3.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.

(Дети должны уважать старших, оказывать помощь родителям и пожилым людям.)

Ситуация 4.

В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя. Нарушаются ли права ребенка на получение информации?

(Нет, оберегается психика ребенка, его эмоции.)

Ситуация 5.

Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школьной форме. А вы против.Нарушаются ли права ребенка?

(Обязанности для всех одни, а выразить свой эмоции можно и по другому.)

Ситуация 6.

Ежедневно, вы видите, что ваш сосед избивает своего ребенка, за какие – то шалости. Нарушаются ли права ребенка?

(Да, это жестокое обращение с детьми.)

Ситуация 7

Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Оля: «Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!»

 

(Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей.)

Ситуация 8

-  Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики?! Ведь её дети только что помыли.

      Иванов: «А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием ».

(Для рисования существуют альбомы и тетради, уроки рисования. А совершенное действие – порча школьного имущества, и существует ответственность за данное деяние.)

Ситуация 9

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Что получилось в этой семье?

(Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.)

А сейчас мы проведем небольшое тестирование, которое поможет определить какие вы родители.

ТЕСТ «Какой вы родитель?»

( Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).)

Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над, чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?

Вы можете поближе познакомиться с нормативными документами.

(Предложить родителям нормативные документы)

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребёнка (1959 г.).

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990 г.).

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Закон «Об образовании».

Конституция Российской Федерации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Правила поведения родителей на детских утренниках"

Вашему вниманию предлагаю консультацию для родителей о том, как правильно вести себя на детском утреннике в саду....

Консультация для родителей «Чтобы утро было добрым»

Консультация для родителей  «Чтобы утро было добрым»...

Консультация для родителей : "Права и обязанности родителей"

Девять заповедей родителей- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или  таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.        -...

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на детском празднике"

Эта статья поможет родителям понять как правильно вести себя на празднике в детском саду....

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на утренниках и праздниках"

Как правильно вести родителям на праздниках или утренниках в ДОУ...

Консультация для родителей "Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей"

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей»Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жи...

Консультация для родителей "Правила поведения родителей на детском празднике"

В консультации предлагаются основные, несложные, но важные правила поведения родетелей на праздниках и утренниках в детском саду....