За здоровьем к природе.
статья (6 класс) по теме

Причины большинства болезней кроются не только в состоянии окружающей среды или экологической обстановке, но и в самом человеке, его образе жизни

(здоровье людей в 50% случаев зависит от их образа жизни). Поскольку человек- часть природы то именно близость к ней помогает поддерживать и созидать здоровье, вести здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    За здоровьем к природе.

Причины большинства болезней кроются не только в состоянии окружающей среды или экологической обстановке, но и в самом человеке, его образе жизни( здоровье людей в 50% случаев зависит от их образа жизни). Поскольку человек- часть природы то именно близость к ней помогает поддерживать и созидать здоровье, вести здоровый образ жизни.

Особую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей.

Научить их з.о.ж.- значит научить правильному поведению, предвидению результатов действий, сказывающихся на самочувствии окружающих людей и его самого. Как отмечают учёные ( Н.И.Аринчин, С.М.Мартынов.), семья является первоисточником заболеваний детей из-за отсутствия у родителей определённых з.у.н.  правильного

воспитания. Что делать, чтобы дети были здоровыми? С чего начать? Начать нужно с себя. Это очень важное условие, поскольку давно известно: на ребёнка гораздо больше действует не то, что говорит взрослый, а то, что он делает.

Одной из составных частей программы воспитания здорового ребёнка является закаливание-система процедур, обеспечивающих сопротивление организма метеорологическим воздействиям. Закаливание повышает физическую работоспособность  человека, снижает заболеваемость, укрепляет здоровье. Родители, которые хотят приобщить ребёнка к закаливанию, не только должны объяснить, с какой целью и как выполняются закаливающие процедуры, но и создать ситуацию успеха этой деятельности выразить уверенность, что успех станет обязательным её результатом. Хорошо предварительно напомнить мл.шк. о его достоинствах ( силе воли, решительности), которые помогут достигнуть успеха. Прежде, чем начать закаливающие процедуры, нужно учесть возраст детей, состояние их здоровья, бытовые условия, наличие выраженных физических и психических нагрузок, выбрать методику закаливания.

В солнечный летний день трудно удержать детей в помещении. как правило, именно за лето мл. школьники значительно подрастают. Кожа покрывается загаром, дети выглядят   гораздо здоровее и крепче. Однако интенсивность загара не свидетельствует о качестве загара. Оно зависит от выполнения определённых требований. Так, общая длительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать одного часа. Злоупотребление солнечными лучами может вызвать: солнечные и тепловые удары, ожоги, расстройства центральной нервной системы. Обязательно так же, чтобы под солнцем ребята были в головном уборе, что предостерегает от перегревания. Солнечные ванны лучше применять в движении.

Большинство мл. шк. любит купаться - очень эффективное оздоровительное средство, т.к. на организм одновременно воздействуют три закаливающих фактора: солнце, воздух и вода. Младшим школьникам не рекомендуется купаться больше двух раз в день, причём лучше это делать в полуденные часы, когда прогреется вода. Следует помнить, что наибольшие теплопотери происходят  в первые 2-3 мин. Купания. Место для купания должно быть с ровным и чистым дном, без коряг, ям и водоворотов, не слишком глубокое, со спокойным, медленным течением. Нужно обращать внимание младших школьников на красоту окружающей природы: зелёная трава и голубое небо, тихий плеск волн и шум деревьев-всё это также оздоравливает, успокаивает нервную систему, улучшает настроение.

Природа  щедро делится с человеком своими богатствами, предоставляя ему возможность быть здоровым. Однако найдутся ли родители, которые ни разу не говорили своему ребёнку: «Оденься по теплее, простудишься!»? супруги Борис и Лена Никитины, известные опытом закаливания собственных детей, советуют вообще отказаться от высказываний типа: « Не подходи к двери простудишься!», «Не пей ,холодную воду-горлышко заболит» и т. п.  Не следует вспоминать о болезнях при ребёнке, нельзя пугать ими, предполагать, что они у него обязательно будут. Стоит ребёнку немного побегать, как он потеет, что может привести к переохлаждению.

Закалка, которую дети приобретают за летний период носит название «стихийная закалка» и без подкрепления закаливающими процедурами исчезает через Один-полтора месяца. Вот почему должны стать традиционными в каждой семье совместные прогулки родителей и детей, пешие и велосипедные походы и т.п. по сути любая прогулка на улице при соблюдении требования « по погоде» представляет собой закаливающую процедуру-воздушную ванну.

В  течение учебного года младшие школьники большую часть времени  проводят в помещении. Это неблагоприятно отражается на умственной работоспособности, их росте и развитии. Часто причина детской вялости, бледности детской кожи именно в «кислородном голодании». Общая длительность пребывания ребёнка 6-10 лет на открытом воздухе- не менее 3,5 часов в сутки, причём не только в тёплое время года, но и зимой. Врачи-педиатры считают, что час, проведенный в движении на чистом морозном воздухе, стоит многих летних.

Часто зимой приходится встречать на улице детей , у которых рот и нос завязаны шарфом. Это неправильно, так как дышать влажным воздухом намного опаснее для здоровья, при этом нос выключен из процесса дыхания, что может привести к переохлаждению верхних дыхательных путей. Например, если «температура вдыхаемого воздуха один градус тепла, то, проходя, через нос он нагревается до 25 градусов, а при дыхании ртом только до 20 градусов». Бывают ситуации, когда трудно дышать только, через нос. В таких случаях надо стараться прижать кончик языка к небу, тогда холодный воздух, обтекая язык, будет лучше прогреваться. Один из простейших примеров обучения ребенка носовому дыханию таков: попросить его пускать мыльные пузыри через соломинку либо надувать футбольные камеры, воздушные шары. при этом необходимое условие-вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом.

Зима создаёт все условия для оздоровления детей и взрослых. Однако начинать закаливание мл. школьников лучше всего летом, приобщая их к хождению босиком. Ходьба босиком надёжно предохраняет ребёнка от плоскостопия, тренерует мышцы стопы, тренирует и укрепляет весь организм. По мнению некоторых специалистов, ноги являются своеобразным щитом 72 тыс.нервных окончаний к любому органу: сердцу, головному мозгу,печени,почкам и др. закаливание ходьбой босиком лучше всего начинать с хождения в тёплой комнате или половику, затем по деревянному полу. Особенно полезно ходить без обуви по мокрой траве, так как травы постоянно выделяют соки, многие из которых обладают целебными свойствами, что повышает эффективность закаливания. Больше всего босохождение предостерегает от простудных заболеваний, когда оно сочетается с солнечными воздушными процедурами.

Наиболее распространенные закаливающие водные процедуры-это ножные ванны,обтираниние,обливание ног и полоскание горла, что способствует повышению работоспособности, приучает «чувствовать» холодную воду. Выполнять эти процедуры лучше всего вечером перед сном или утром.

Здоровые дети могут начинать закаливание с обливания. Действенность методики в том, что «обливание вызывает спазм и последующее быстрое расслабление кожных сосудов с повышением тонуса нервно-мышечного аппарата, увеличением работоспособности и появлением чувства бодрости».начинают обливание детей температуры воды 30 градусов С.,постепенно снижая  её до 16-18 градусов.

Все закаливающие процедуры  для младших школьников должны  быть связаны с чувством приятно. Стоит раз-другой допустить неприятные ощущения, как они тут же закрепляются в сознании ребенка, и желание оздоравливать свой организм с помощью таких процедур исчезает надолго. Борис Лена Никитины приобщали своих детей к обливанию холодной водой следующим образом: «…Во время купания сначала не ребёнка обливать прохладной водой, а кому- нибудь из взрослых самому облиться: «эх хорошо приятная водичка ! А у малыша спросить: « Хочешь? Не захочет-отложить раз-другой, а захочет, то то облить его действительно приятной водой да похвалить его при этом. А потом растереть досуха, приговаривая что-нибудь весёлое…» младшие школьники любят разнообразные игры, а поскольку игра между делом учит, то хорошо поиграть с ними в закаливание, прочитать любимые произведения. Например, стихотворение А.Барто «Я знаю, где живут моржи», рассказ Г.Блинова о непослушном мальчике Стобеде,который решил закаляться; вместе спеть известную песенку, слова которой « закаляйся если хочешь быть здоров…» известны большенсту взрослых и детей.

Часто родители спрашивают: можно ли закаливать больных детей? Однозначно ответить на него  трудно и в каждом случае необходимо получить консультацию врача, но все же в период болезни ребёнка закаливание лучше приостановить до выздоровления и возобновить процедуры постепенно, следя за его самочувствием.

Природа может вылечить человека от множества недугов, хотя её богатствами пользуются не так часто. Если лекарственные растения находят более широкое применение, то о закаливании детей многие вспоминают  лишь тогда, когда они начинают часто болеть. Причём некоторые родители рассуждают примерно так:зачем,когда сын или дочь и так не болеют? Срабатывает старая народная поговорка: пока гром не грянет-мужик не перекрестится. Было бы замечательно, если бы закаливание, близость к природе стали традиционными в каждой семье.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по самому драгоценному произведению природы – здоровью.

Развлекательно  - познавательная игра по станциям на спортивную тему....

СВОЯ ИГРА «ПРИРОДА. СПОРТ.ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

актуализация изученного материала по темам: «Природа»,«Спорт», « Здоровый образ жизни»; развитие логического мышления и произвольного внимания; поддержание интереса учащихся к изучению английского язы...

СВОЯ ИГРА «ПРИРОДА. СПОРТ.ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

актуализация изученного материала по темам: «Природа»,«Спорт», « Здоровый образ жизни»; развитие логического мышления и произвольного внимания; поддержание интереса учащихся к изучению английского язы...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Учебно-методический комплекс "Природа и здоровье человека"

Методический путеводитель, состоящий из теоретического и практического материала, обеспечивающий образовательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...