Дети и родители. Социализация детей в изменяющемся мире.
статья по теме

Веселова Яна Викторовна

В XXI веке появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. В центре внимания педагога личность человека, его семья. Стратегия социальной работы, независимо от модели, направлена на активизацию позиции  ребенка и семьи, в целом. Педагог работает на повышение самостоятельности ребенка в его способности контролировать свою жизнь и влиять на свои решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_detey_v_izmenyayushchemsya_mire.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Веселова Яна Викторовна,  педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ «На реке Сестре» Санкт-Петербург. 89117085228. e-mail: janas68@yandex.ru

Дети и родители. Социализация детей в изменяющемся мире.

Роль педагога в формировании у детей ценностного отношения к семье.

Термин «социализация» в общем смысле определяют как «влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменениями социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. В обществах первичной формации социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины, главным путем последовательного включения детей по мере их роста в различные формы игровой, общественно-производственной и ритуальной деятельности, которые еще не достаточно отделены друг от друга, так  что все древнейшие институты социализации, например возрастные группы, полифункциональны.

Затем важнейшим институтом первичной социализации становится большая семья; это способствует индивидуализации и одновременно-социальной дифференциации содержания, задач и методов воспитания в зависимости от имущественного положения и социального статуса отдельно семейной группы. Однако семейное воспитание никогда не могло обеспечить адекватную подготовку ребенка ко все более многообразным и усложняющимся формам жизнедеятельности. Отсюда и возникновение в противовес и новых общественных институтов, специально предназначенных для передачи унаследованного опыта – школ, особых форм производственного ученичества и т.п. И тогда, и сейчас школа  вступает в противоречивые отношения с семейным влиянием, причем их значимость  соотносится с конкретными фазами жизненного цикла: до какого-то возраста ребенок воспитывается в семье, а затем переходит в специализированный институт.

Сравнительно-историческое изучение стиля социализации детей у разных народов и на разных стадиях развития предполагает,  поэтому дифференцированный анализ 1) целей и задач воспитания; 2) его средств и методов;3) агентов  институтов социализации и 4) ее результатов и эффективности.

В одной и той же западноевропейской культуре Л. Стоун зарегистрировал четыре альтернативных образа новорожденного ребенка: 1.Традиционный христианский взгляд , что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением воли, подчинением его родителям  и духовным пастырям.

2.Социально-педагогический детерминизм, согласно которому ребенок по природе не склонен не кдобру н к злу, а представляет собой  tabula rasa («чистую доску»), на которой общество ил воспитатель могут написать, что угодно.

3. Точка зрения природного детерминизма, согласно которой характер и возможности ребенка предопределены до его рождения;

4.Утопически-гуманистический взгляд, что ребенок рождается хорошим и добрым и портиться только под влиянием общества;

Каждому из этих образов соответствует определенный стиль воспитания. Идеи первородного греха соответствует репрессивная педагогика направленная на подавление природного начала в ребенке; идея социализации-педагогика формирования личности путем направленного обучения. Идее природного детерминизма - принцип развития природных задатков  и ограничения отрицательных проявления, и идее изначальной благости ребенка-педагогика  саморазвития и невмешательства и т.п.

В каждом обществе  на каждом этапе его развития сосуществуют разные стили воспитания. Это верно не только для Европы. Исследователи китайской культуры отмечают, что конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшими строгого соблюдения всех правил, а даосизм и буддизм, напротив, подчеркнуто интроспективны, созерцательны, проповедуют равнодушие к любым правилам и ритуалам, выдвигая вместо этого принцип «отпусти себя». Реальным побудительным мотивом родителей  воспитателей часто бывает собственное удобство: хороший ребенок - тот, кто причиняет минимум беспокойства. Как писал Я.Корчак, «все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли ет о том, что будет внутренне безволен  и жизненно немощен…»

В XXI веке появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. В центре внимания педагога личность человека, его семья. Стратегия социальной работы, независимо от модели, направлена на активизацию позиции  ребенка и семьи, в целом. Педагог работает на повышение самостоятельности ребенка в его способности контролировать свою жизнь и влиять на свои решения.

Наряду с этим, в современных исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Л.И. Маленковой, и др.) отмечается падение ценностей семьи и семейных отношений в связи с формирование системы ценностей, основанных на приоритете идивидуалистического «Я», утратой семейных традиций и обычаев, разрушение семейного уклада, низким уровнем представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве и отцовстве).

        Откуда же молодые люди получают знания о семье и браке? – С «голубого» экрана и вечно «разбирающихся» родителях, из глянцевых журналах о молодых, богатых и независимых яппи. О том, что настоящая любовь и верность встречаются  сейчас, они могут только мечтать, ибо своими глазами этого не видят.

Большую роль в подготовке молодых людей к семейной жизни играют школа, как специальное общественное учреждение, а также учреждения дополнительного образования. Но если УДОД ведет «мягкое», интелегентно-творческое сопровождение ребенка в развитии, прежде всего его творческого потенциала, развития вкуса, эстетики окружающей среды. То в школе работают «более жесткие» законы поведения и формы взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. У ряда педагогов сложилось мнение, что сегодняшняя школьная политика нахождения ребенка в стенах школы «24»часа способствует усилению психологического давления на учащихся. Если у ребенка  старшей школы не выявлены творческие способности, он будет искать выход эмоциям в других проявлениях. Поэтому для поддержки подростков в вопросах формирования отношений внутри учебной группы и их семьи необходим профессиональный педагог, который является компетентным в области возрастной  и семейной психологии.

В связи с этим, можно сказать, что одну из первостепенных ролей в организации процесса формирования ценностей семьи у школьников играет личность учителя, социального педагога.

Администрация образовательного учреждения при назначении социального педагога, на которого возлагается данный вид воспитательной работы, должна исходить  из соответствия педагога ряду требований.

Требования к педагогу, как к личности

Эмоцианально-ценностное отношение к семье:

-принятие важнейших семейных ценностей;

-осознание ценности чужой семьи, в том числе школьника;

-осознание общественной значимости семьи;

Жизненный опыт

-иметь свой собственный положительный, успешный семейный опыт

Широта взглядов

-широкая эрудиция, интелегентность

Деликатность

Доверие ко всем участникам образовательного процесса

Уверенность в себе

Требования к педагогу, как специалисту

Специальная подготовка в области этики и психологии семейной жизни

Глубокие знания и навыки

-знание философского, культурологического, социологического, психологического, экологического, нравственно-этического аспектов функционирования семьи

- организаторские, коммуникативные(технология активного слушания» эмпатия, партнерский стиль отношений), аналитические, педагогические, гендерного самовыражения, адаптивные и др. умения

Требования к педагогу, как к профессионалу

Владение методами (рассказ, объяснения, лекции, беседы, ролевые игры, тренинги, иллюстрации и демонстрации, работа с книгой и  др.) и средствам обучения ( дидактическая техника, УМК, тех.средства и т.п)

Владение методами исследования - анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, проведение интервью и др.

Исходя из перечисленных требований, можно сделать вывод, что педагог должен быть всесторонне подготовлен к формированию ценностей семьи и семейного образа жизни у школьников.

Задача педагога найти нужный тон в беседах с учащимися, создать атмосферу доверия и возможности оказания индивидуальной помощи ребенку с позиции его личностных проблем.

Литература

1.Андреева И.С., Гулыга А.В.Семья:Книга для чтения. Кн.1. -М.:Политиздат, 1990

2.Брынцева О.С., Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье/Воспитание школьников.-2012.-№3. С 62-66.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 198. С 133-148.

4.Мейдер В. Личность педагога в образовательном пространстве/ Здравый смысл. -2007.-№3(44)

4.Семьеведение:чебное пособие для вузов/сост. Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. –М.:Владос.2006.

5.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969. С.51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....

Памятка для родителей "Безопасность детей - забота родителей"

Памятка для родителей "Безопасность детей - забота родителей"...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...

Цикл встреч для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей с инвалидностью "Цветы жизни"

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфич...