план родительского собрания и рекомендации для родителей по теме: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
материал (5 класс) по теме
Пользуясь данным материалом можно познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации для родителей | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Разное.
Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой
Окончена начальная школа, пролетели незаметно летние каникулы, и вот практически к концу подходит первый триместр нового учебного года. У ваших детей началась новая жизнь – жизнь в другом здании школы, среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.
Опыт показывает, что никакое самое хорошее учреждение образования не может полностью заменить семью, семейное воспитание. И поэтому очень важно интересоваться занятиями и учёбой ребёнка, в противном случае, если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе.
Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются в себе, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей ученика придаёт особое значение всем достижениям пятиклассника. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается ребятами с благодарностью, способствует близости родителей и детей. Всё должно быть замечено родителями: и радость преодоления трудностей, и победы над собой.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.
Социально- психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в тёмную, вначале мы ничего не видим, но вскоре начинаем различать людей, вещи, чувствительность нашего глаза изменяется, повышается, глаз адаптировался к новым условиям, при этом, заметим, без целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Так, например, когда человек входит в море, вода вначале кажется холодной, а потом он уже приспосабливается к ней – и ему уже не холодно. Температура же воды, новой среды, существенно не меняется. Другое дело – адаптация в новом коллективе. Здесь не только среда воздействует на тебя, но ты и сам создаёшь свою личностную микросреду. Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.
Причинами медленной адаптации в 5 классе является следующее:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Совместными усилиями мы с вами, уважаемые родители, сможем помочь нашим детям пережить этот сложный период.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Рекомендации для родителей (1)
- - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- - Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
- - Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,
- - Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
- - Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
- - Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- - Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
- Рекомендации для родителей (2)
- - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- - Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- - Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- - Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- - Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- - Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- - Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- - Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- - Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»...
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Родительское собрание можно провести в период адаптации пятиклассников к средней школе....
Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...
родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели: 1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 3...
Родительское собрание. Презентация "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Родительское собрание. Презентация "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"....
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Для родителей пятиклассников систематически провожу собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращаетс...
Родительское собрание в 5 «А» классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. На родительском собрании рассматриваются трудности у пятиклассников, это может вызывать и необходимость на...