Наши трудные дети
классный час (7 класс) на тему

Богданова Ольга Николаевна

Беседа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_trudnye_deti.docx68.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция учителя на родительском собрании на тему «Наши трудные дети».

Я не ангел- крылья в стирке,

а нимб на подзарядке...
Я не глупая-

просто иногда лень думать....
Я не подарок- Я сюрприз,

 а от него всегда много непредвиденных последствий...
Я не сумасшедшая-Все еще сойти пытаюсь...
Можете любить, можете нет...

Из электронного дневника одной девочки

 

Наши трудные дети

 

Когда ребята получили приглашения на родительское собрание для вас, они немного обиженно спросили меня: «Ольга Геннадьевна, а почему мы – трудные?» Наверное, стоит разобраться с понятием «трудный ребенок».

     Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

А сами дети, которые живут по определенным правилам, порой навязываемым обществом, пишут такие слова:

Я не ангел- крылья в стирке,

а нимб на подзарядке...
Я не глупая-

просто иногда лень думать....
Я не подарок - Я сюрприз,

 а от него всегда много непредвиденных последствий...
Я не сумасшедшая - Все еще сойти пытаюсь...
Можете любить, можете нет...

Из электронного дневника одной девочки

Это их вызов окружающему миру, способ обратить на себя внимание.

      Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с детьми, говорят о том, что трудный ребенок – это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если он выходит из повиновения, сладить с ним нелегко.

По отношению к кому ребенок может быть трудным? Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Бывают и разновидности трудностей. Например, герой рассказа О' Генри «Вождь краснокожих» не испытывает внутренних трудностей. Зато с большими трудностями в общении с ним встречаются окружающие. Напротив, некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение.

Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно.

       Но все-таки давайте рассмотрим, кого же следует относить к «трудным» детям. В современных условиях "трудными" называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к «трудным» относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

    Одна из самых характерных особенностей «трудных» детей – это психическая незрелость, отставание от возрастных норм психического (но отнюдь не физического) развития, так называемый инфантилизм. Этих ребят характеризует повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы, легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявлять жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, их привязанности поверхностны и это проявляется в отношениях с окружающими.


    «Трудные» дети ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

        Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребенка, вас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Вы не одиноки: тысячи родителей переживают такие же проблемы, и, весьма вероятно, что некоторые из них - ваши соседи и друзья - совсем рядом. Вы можете и не догадываться о том, что находитесь в такой большой компании, потому что в нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускает занятия в школе, не делает уроки, грубит взрослым, курит. Поэтому даже друзья не склонны говорить о проступках детей и своих переживаниях в этой связи. Родителю допустить, чтобы кто-то узнал о проступках его ребенка, все равно, что получить двойку за его воспитание. Все, кого вы знаете, испытывают те же опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживая наедине чувство одиночества и отчаяния.

В чем же «трудность» детей, о которых мы сегодня говорим?

Трудный ребенок – это ребенок, который:

  • Не идет на контакт с родителями
  • Не может найти общий язык с окружающими
  • Портит домашнее и школьное имущество
  • Издевается над младшими и стариками
  • Дерется и издевается над другими детьми
  • Мешает проведению уроков
  • Не выполняет школьные требования
  • Прогуливает учебные занятия
  • Постоянно обманывает или ворует
  • Испорчен улицей, связан с плохой компанией

Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Ученые считают, что существует всего четыре причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе ваше внимание. Внимание ребенку необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая - борьба за самоутверждение, за власть. Подросток объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья - желание мщения. Подросток может мстить за:

• Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами.

• Унижение друг друга членами семьи.

• Разводы и появление в доме нового члена семьи.

Причина четвертая - неверие в собственный успех, вызываемое учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителем, низкая самооценка.

     Исследования показали, что переживания по поводу учения занимают у младших подростков первое по значимости место, а у старших — в VII классе — второе, а в VIII — пятое. Иными словами, эти переживания очень важны для подростков. Но каковы эти переживания? Подавляющее их число связано со школьными отметками: радость от хороших отметок, грусть — от плохих. В четвертом классе  с этим согласны 88,7% , а в восьмом -   63,3%.

Переживания же подростков, связанные с собственно познанием, открытием нового, в ряду всех других переживаний устойчиво занимают самое последнее место.

    Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или  недооценка  недостатков его  характера  воспитателем.  Так,  некоторые  родители  склонны  объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность,  невыдержанность  своих детей их нервностью, то  есть  известной  болезненностью.  Это  способствует укреплению  у  таких  школьников  этих  недостатков  и   появлению   чувства недозволенности.   Нередко   они   прямо   заявляют   ученикам    и    своим одноклассникам: «Не троньте меня: я нервный!»

   Есть такая притча: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Это притча как нельзя лучше подтверждает разговор о детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт.

Наши трудные дети

(по статье иерея Евгения Ефремова «Богословско-психологические основания воспитания «трудных детей»)

Чувство правды у детей неистребимо сильно: они знают о необходимости правды в жизни, ценят её высоко и следуют ей на свой лад – это вообще характерно для детей. А вот совесть у трудных детей ослаблена, искажена (и тем больше, чем больше зла, жестокости претерпел ребенок). Это проявляется в подсознательной лживости, вызванной страхами, как бы в механическом самооправдании (в любых ситуациях), в обостренном чувстве эгоистической справедливости (как мне плохо – так пусть будет и остальным, как другим хорошо – так и мне), в повышенной требовательности к окружающим.

Ребенок, таким образом, оперирует не самой правдой, которая становится недоступна ему в силу душевной озлобленности, а её тенью, смутным подобием.

Признавая умом истину христианского учения, такие дети вскоре начинают чувствовать в себе противоположные устремления «закона греховного». И если в этот момент ребенку не оказать необходимой помощи, противостояние сил в его душе может иметь печальные последствия. Особенно следует учитывать то обстоятельство, что греховный импульс рождается в подсознательной сфере и поэтому субъективно воспринимается как собственное человеческое существо, идущее «из нутра» («пусть плохое, но зато мое!»). Благие же установления воспринимаются как то правильное, с чем соглашается ум, но что требует глубокой перестройки всего внутреннего существа: навыков, привычек, отношений, внутреннего самочувствия. Такая ситуация чревата серьезными психологическими искривлениями.

Для формирования здоровой душевной структуры значение имеет восприятие, запечатление чувств. Чувства любви и приятия ребенка человеческим сообществом сразу по его рождении имеют религиозный смысл, поскольку родительская любовь в своем простом проявлении имеет своим прообразом Божественную любовь к Своему созданию. Разрушение и попрание этих основ выражается прежде всего в формировании такого болезненного и болезнетворного образования, как эгоистическая индивидуальность.

Если ребенок оказывается оторванным от источника своего бытия и становления (от благодатных сил любви), индивидуальное сознание сразу же перенастраивается на компенсаторную защиту – начинает любить самоё себя.  При этом развивающий момент практически исчезает, индивидуальность как бы замирает в защитной скорлупе самосохранения. Но необходимы и вылазки из  этой скорлупы: смелые поступки и антиобщественное поведение, которые имеют своей целью проверить и подтвердить факт конфронтации общества.

Необходимо отметить своеобразие отношения детей ко греху. Каждый ребенок в глубине своего существа каким-то образом твердо знает о своей несформированности, жизненной незрелости, из этого-то самополагания и исходит в своих проявлениях.

Поэтому ребенок может исправиться, скорее, из подражания, воспламенившись и возжелав образа жизни кого-нибудь из своих ближних. Таким образом, дети каются и борются с грехом прежде всего из подражания, в той мере, в которой каются и борются воспитатели. Детям очень важны неприукрашенные впечатления о духовных трудах и трудностях взрослых.

Общеизвестна также «низкая обучаемость» трудных детей и их «педагогическая запущенность». Действительно, наличие установки на защиту и самосохранение темного душевного мирка в корне противоположна установке на ученичество, которая характеризуется как раз сознательной неудовлетворенностью собой, жаждой обогащения души и доверительной открытостью, заинтересованным поиском.

Прямая, назидательная форма педагогического общения в этом случае оказывается непригодной, даже вредной. Вначале педагогу необходимо сложить отношения доверия и включенности в работу. Воспитателю здесь необходимы особые способности, наподобие реставраторских. В православном педагогическом умозрении ребенку может быть присвоена метафора скорее траченной и оскорбленной иконы, нежели чистой доски, как это выразил Джон Локк.

Что же в этом случае делать родителям?


    Прежде всего, не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины его отклоняющегося поведения. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений. Уделяйте ему побольше времени в этот трудный для него период. Поверьте, что это, действительно, необходимо. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход. Станьте сами интересны для него как личность. Усильте его познавательный интерес. В мире так много интересного, а подростки так любопытны.


    Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.


    Замечайте даже незначительные изменения в поведении. Помните, что сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Затем отклонения начинают происходить чаще, положительные качества сохраняются, но перестают доминировать. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку. Поэтому необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, сильные качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В этой связи громадное значение для подростка имеет возможность испытать счастье, радость от успеха. Придумайте, как предоставить ему такую возможность.


    Совместные поездки, развлекательные мероприятия – не пренебрегайте всем этим. Затраты вашего времени, средств и усилий не пропадут даром. В лице своего ребенка вы вскоре увидите друга, а не настороженного противника. Только когда вы будете планировать совместное времяпрепровождение, не забывайте учитывать интересы своего ребенка. Мероприятие обязательно должно быть интересным всем его участникам. Уважайте потребности своего ребенка, и, прежде всего, духовные. В том возрасте, в котором находится он, духовные потребности чаще всего превалируют над всеми остальными. Необходимо только заметить их и развить в нужном направлении. Большинство проблем, которые возникают между родителями и детьми, происходят именно от элементарной невнимательности друг к другу.


    К сожалению, родители обычно начинают уделять больше внимания своим детям тогда, когда они уже становятся «трудными» и требуется очень много усилий, чтобы что-то изменить в сложившейся ситуации, однако уделяют мало внимания «благополучным» детям, полагая, что им это ни к чему (они никого не беспокоят). А ведь главное для ребенка, как мы выяснили,  чувство того, что его любят и поддерживают.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержки тех, кого она считает значимым для себя.

Для того, чтобы поверить в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

• Забыть о прошлых неудачах;

• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

• Позволит ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что вы верите в него, в его способности

достигать успеха;

• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно создавать ситуации с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.

Для того что бы поддержать ребенка, необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребенка;

• Избегать подчеркивания промахов ребенка;

• Уметь помочь ему разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

• Проводить больше времени с ним;

• Знать обо всех попытках ребенка справится с заданием;

• Уметь взаимодействовать с ним;

• Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

• Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

• Принимать индивидуальность ребенка;

• Проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка;

• Демонстрировать оптимизм.

И вот тогда икона, о которой мы говорим, будет отреставрирована. И художниками здесь выступим именно мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Сценарий  родительского собрания...

Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...

родительское собрание "Наши трудные дети"

Познакомить родителей с причинами . которые возникают при воспитании трудновоспитуемых детей. Выявить пути решения сложных ситуаций, которые возникают  при воспитании шестиклассников....

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Родительское собрание "Наши трудные дети"...

Презентация. Родительское собрание "Наши трудные дети"

Пезентация родительского собрания "Наши трудные дети" предназначена для проведения собраний в  5-8 классах....

Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"

Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...

родительское собрание "Наши трудные дети"

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка. Задачи:            1. Познакомить родителей с причинами, которые привод...