Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды
статья по теме

Аширова Альфира Накиповна

Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Общение ребенка не ограничивается родителями, когда он имеет возможность выхода в свет самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vospitanie_detey_v_raznye_vozrastnye_periody.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды.

Воспитание подростков и юношей.

К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую часть своего времени приводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других внесемейных делах.

Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Общение ребенка не ограничивается родителями, когда он имеет возможность выхода в свет самостоятельно.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становится более вольными. Подростки чаще вступают в общение – чужие люди.

Первая группа юношей и девушек должны уметь делать по окончании средней школы – это это самообслуживание в школе и дома. Молодые люди, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, устройство жилья и жизни, с которыми легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной политической экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрения, не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим, отношение человека к миру, к людям и самому себе.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последний по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средних классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, о которой уже не раз говорилось на страницах учебников, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторые социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания. Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающее их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такового общения можно решить: каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнуты возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юношей в решение этих задач образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. Удовлетворить свои специфические интересы они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают учебе деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общения которому в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, т.к. в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему доверие. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувство ответственности.

Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть дети отвергают.

Установлено, например, дети слишком авторитетных родителей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себе ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.

Воспитание через средства массовой информации и культуры

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со школой и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств массовой информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтений, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

Речь не идет об искусственном ограничении обращения ребенка не идет от искусственном ограничении к современным источникам массовой информации и культуры. Скорее имеется в виду необходимость формирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую.

Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомендовать что-то, прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.

Рекомендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к средствам массовой информации, ее воспитательное значение.

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причем иногда в силу распространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. Многие увлечения подобного рода времени и поверхностны, с возрастом проходят.

 Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши.

Например. Следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди определенных взглядов.

Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личное проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.

Самовоспитание подростков и юношей.

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития.

Первая ступень – физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физического самосовершенствование подростка, а задача – улучшение волевых качеств личности таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., – через применения специальных средств и упражнений.

Вторая ступень – нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Цель воспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности, порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.

Третья ступень – профессиональное самовоспитание – средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости. Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, навыки и умения.

Четвертая ступень – социально-мировоззренческое самовоспитание. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрение, определенного взгляда на жизнь.

Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с  появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно занятие физической культурой и спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются  и волевые качества личности.

Определенные качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных  и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни.

Большая роль взрослых в самовоспитании подростков и юношей. Они подражают взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Им приходиться встречаться со множественными противоречиями и проблем. Одна из них – стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное  литературой и фильмами. Первое –  свойственна покорность судьбе, Второй – борьба. Например: Можно, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличаем лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей.

 В частности, промышленники России конца прошлого – начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...

развитие речи детей в разные возрастные периоды

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...

Особености работы с разными возрастными периодами.

Основные задачи развития, перспективные задачи, проблемы связаные с возможными отклонениями....

Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.

В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....