Нравственное воспитание. Семья и школа
статья по теме

Камышанова Валентина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание. Семья и школа.

Все мы думаем, что наша обязанность,
призвание - это делать разные дела...
а дело у нас одно: делать свою жизнь, сделать, 
чтобы жизнь была цельным, разумным, хорошим делом.
Л. Толстой

        "Человек, выведи меня отсюда!"... Стоит немного напрячь воображение, и эту просьбу несчастного старичка, чеховского героя, потерявшегося среди людей, можно услышать по-новому. И станет ясно: ребёнок, голос которого "тоньше писка", заблудился в нашем взрослом мире. В мире бездомности, безлюдности, бездуховности. В мире, где преступность, алкоголизм, наркомания, суициды, беспризорность достигли небывалых размеров.

        Какой современный Данко выведет ребенка из тьмы к свету? А если взрослый тоже заблудился? В нашем бездорожье логична остановка под названием "Как жить?". Именно на этот вопрос отвечает воспитание, тогда как обучение отвечает на вопрос "Что делать?". Кажется, кризис воспитания бродит по планете. Нет, не кажется. Действительно, бродит.

        Эпоха глобализации. Век рыночных отношений. ... Если чеховское "Вся Россия - вишневый сад" помножить на солженицынское "Вся Россия - Матренин двор" и прибавить нынешних дилеров-киллеров-покемонов-гаррипоттеров-властелинов колец, то получится - "Вся Россия, как и весь мир, - рынок". Понятно, что там, где разговор касается рынка, встает вопрос о спросе - и цене.

        Есть спрос на информацию, насилие, власть... Есть спрос на образование. Сколько стоит сегодня образование "эрудированного абитуриента"? Многие из родителей выбирают для своих детей образовательные учреждения, которые наиболее эффективно готовят детей к поступлению в вуз, не обращая внимания на то, какой ценой достигается этот вузовский уровень знаний. Возможно, потому, что воспитание как "товар" не очень ценится детьми и родителями, в школах зачастую оно продолжает оставаться "довеском" к обучению. 
        Технологические катастрофы, крупномасштабные теракты, межэтниче-ские конфликты, экономические кризисы, многочисленные примеры духовной деградации человека - вот неполный перечень событий и явлений, оцениваемых массовым сознанием как катастрофа. Вполне понятно, что педагоги не могут в таких условиях продолжать "штамповать" интеллектуалов, не обращая внимания на проблемы воспитания.
        Жить "по совести", "красиво", "нравственно", "духовно", "с азартом" и т.п. - такие "рецепты" представители старшего поколения дают представи-телям младшего. Но жизнь показала, что воздействие на духовно-нравственную сферу ребенка не может ограничиться назиданиями о добре, красоте, любви, справедливости, совести.

        Что делать, чтобы процесс воспитания в образовательном учреждении существовал не только на бумаге? Как обустроить жизнь в школе, чтобы ребенок научился разумно управлять собственной жизнью? Как построить систему воспитательной работы, чтобы обеспечить нравственное развитие ре-бенка? На каком "языке" должны говорить взрослые, чтобы дети научились слышать голос разума, света и добра?
        Сегодня школа имеет дело с ребенком, которому нужно помочь "встроиться" в социум. Что тут первично: сначала сформировать "зуны", с помощью которых можно пробиться к смысловым структурам ребенка, или сначала воспитать человека, который сам определит, сколько знаний ему надо для жизни? Или, развивая интеллект, воздействовать на интуитивно-чувственную сферу человека, его личностные функции?

        Об этом много споров среди педагогов и психологов, а "обычный" учитель, не вдаваясь в эти споры и не поднимаясь в заоблачные дали педагогической рефлексии, продолжает учить и воспитывать так, как учили и воспитывали его самого. Или так, как "определено" программой развития школы, в которой учитель работает. У школ же воспитательных идеалов много, например, "гражданская личность", "эстетическая личность", "конкурентоспособная личность" и т.п. В связи с этим интересен вопрос о подлинном понимании воспитательного идеала. Так "личность" или "индивидуальность", или "ученик", а может быть, "человек"? Так кого сегодня воспитывает школа - "эгоиста", "коллективиста", "лидера", "исполнителя", "человека мира"?

        Когда мы заводим речь о воспитании человека, который способен зани-мать позицию в жизни и управлять своим внутренним миром, мы должны по-нимать, что прикасаемся к трудно уловимым явлениям. Личностный опыт - опыт владения собой, управления своими поступками, опыт самоорганизации - рождается в сознании индивида в виде переживаний, рождается в той среде, где он востребован. Но в школе до переживаний ученика, как правило, дела нет. Педагогические результаты определяются внешними факторами: столько-то опоздало туда-то, столько-то принимало участие в том-то, столько-то сделали то-то.

        Дело воспитания человека требует внимания к разным нюансам, тонко-стям, "мелочам" человеческой жизни, которые нередко в педагогической ре-альности ускользают от взгляда воспитателя и которым поэтому не уделяется внимания на профессиональных "посиделках". Мол, не время о мелочах го-ворить - нам масштабные дела подавай. Новые информационные технологии, модульное обучение, образовательные стандарты, воспитание "нового человека" - вот темы, достойные внимания. И ускользает в наших дебатах о "великих делах" подлинное понимание жизни "маленького человека" - ребенка, судьбой которого стали мы, наша школа.

        В связи с этим мне вспоминаются страницы романа В.Гроссмана "Жизнь и судьба". И хотя писатель философствует в своей книге о бесчеловечности тоталитарного государства, не замечающего "чуда отдельного человека", мне показалось, что каким-то странным образом эта проблема характерна для школьной реальности. Строки из романа Гроссмана иной воспитатель, "самый классный классный", мог бы записать в своем блокноте как эпиграф к своей деятельности: "...чувство своей особой, отдельной, прожитой жизни... Самое странное из всех чувств! Оно не-передаваемо, им нельзя поделиться с самым близким человеком, женой, мате-рью, братом, сыном, другом, отцом, оно тайна души, и душа, даже если она страстно этого хочет, не может выдать своей тайны. Человек унесет чувство своей жизни, не разделит его ни с кем. Чудо отдельного, особого человека, того, в чьём сознании, в чьем подсознании собрано все хорошее и все плохое, смешное, милое, стыдное, жалкое, застенчивое, ласковое, робкое, удивленное, что было от детства до старости, - слитное, соединенное в немом и тайном одиноком чувстве одной своей жизни".

        Понимает ли сегодня школа, что она должна работать с этим "отдельным" человеком? И как сделать, чтобы "общая" жизнь школьного коллектива не убивала "частную" жизнь каждого ребенка?

Вот вопросы, которые педагоги, возможно, задают себе, но ответы на них часто предпочитают искать "в одиночку":


С какими детьми мне интересно работать и почему?

Какие ученики мне "мешают" работать и почему?

Часто ли я вступаю в конфликтные отношения с детьми и как выхожу из конфликтов?

Заслуживают ли уважения учеников мой образ жизни, мое по ведение и поступки, мое отношение к профессии?

Что меня не устраивает в моей профессии и кто в этом виноват?

Педагог - это мое призвание?

Состоялся ли я в жизни как профессионал и личность?

Я предпочитаю учиться у коллег или демонстрировать свои достижения?

        Честно отвечая себе на эти вопросы, можно понять, что школьный мир существует по созданным нами законам или по законам навязанным. Воспитательная цель - формирование умения творить собственную жизнь, в которой есть время "быть" индивидуальностью, личностью. Мощным воспитательным фактором в данном случае является сама школа с ее биографией, с ее укладом жизни, с ее членами семьи.
Школа - место, где собирается большое количество разных "миров". Устремленный на меня взгляд со стороны, слово, обращенное ко мне, дейст-вие, направленное на меня, - все повергает в состояние несвободы. Ученик, пришедший впервые в школу, оказывается в перекрестье "обстрела" учительских и ученических глаз. Потом перед ним выстраивают стену под названием

"Ты должен" - должен знать, уметь, быть таким-то и таким-то.

        Ученик должен взрослеть без этого "долженствования". И этому его научит система нравственного образования, помогающая не только понять и принять себя, но и определить свое нравственное назначение в этом мире - быть человеком!

 



Подписи к слайдам:

Типы семейного воспитания Возможные нарушения процесса воспитания в семье
Родительское собрание
Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно.
А. Макаренко

1. Авторитарный:Высокий уровень контроля;Неукоснительное выполнениеродительских требований;Отношения холодные,отстранённые.
3. Либеральный:Низкий уровень контроля;Отношения тёплые;Открыты для общения.
2. Авторитетный:Высокий уровень контроля;Признание и поощрение растущий автономии своих детей;Отношения тёплые.
4. Индифферентный:Низкий уровень контроля;Холодные отношения;Закрыты для общения.
Стили родительского поведения:

1. Авторитарный: Дети замкнуты, боязливы,угрюмы, непритязательны,раздражительны, склонны кконфликтам. Хорошие исполнители.Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы.Мальчики – неуправляемы и агрессивны.
3. Либеральный: Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны.
2. Авторитетный: Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль.
4. Индифферентный: Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению.
Черты характера ребёнка определяемые стилем родительского поведения:

Если Вы авторитарный родитель:Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимумусилий. В своих требованиях вы,вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой оченьнеуютно под вашим контролем.
Если Вы либеральный родитель: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Если Вы авторитетный родитель: Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Если Вы индифферентный родитель: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!



Гиперпротекция потворствующая, доминирующая
Гипопротекция потворствующая, доминирующая
Повышенная моральная ответственность
Эмоциональное отвержение
Жестокое отношение
Воспитание в культе болезни
Противоречивое воспитание
Типы неадекватного поведения родителейпо определению психологов

Гиперпротекция потворствующая: Ребёнок – кумир семьи
Ребёнок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются. Нет ограничений режима, дисциплины, понятия «нельзя».
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
Он не приучился понимать интересы других; ждать своей очереди; не переносит малейшего лишения; агрессивно воспринимает любые преграды; он расторможен и неуступчив. Со сверстниками терпит неудачу, его не хотят признать кумиром.
МанерностьЭгоистичность Склонность всегда и во всем обвинять другихИстеричностьУпрямство
Способы поведения с ребёнком

Гиперпротекция доминирующая: Ребёнок – робот
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
Ребенок живет как робот, автоматически для него всё только белое и черное; эмоционально сдержан; сориентирован на то, что скажут или подумают, как оценят его поступки другие; у него развиваетсянеуверенность в себе; предпочитает проводить время не дома.
Безынициативность Безответственность НерешительностьНеуверенностьв себе и своих силахЗамкнутостьПассивностьПодчиненностьЗависимость
Способы поведения с ребёнком
Чрезмерная опека, мелочный контроль, непрерывные ограничения и запреты. Ребёнок ограничен в самостоятельности, ему предписан определённый образ действий, за малейшие нарушения которого применяются санкции.

Гипопротекция потворствующая:
Влияние на развитие ребёнка

Черты характера


Способы поведения с ребёнком
Ребёнок предоставлен самому себе, родители неконтролируют его, не интересуются делами ребёнка,не критичны к нарушениям в поведении ребёнка.Они заняты собой.
У ребёнка формируются невротические расстройства. Формируется девиантноеповедение, жажда мщения, хитрость,зарождается склонность к правонарушениям.
ЗавистливостьЗлобностьХитростьЛживостьМстительность

Гипопротекция доминирующая: воспитание «от случая к случаю»
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
ТревожностьРаздражительность ОбидчивостьРавнодушность КапризностьЗамкнутость
Способы поведения с ребёнком
Родители формально относятся к воспитанию,временами вспоминая, что у них есть ребёнок.Воспитание не идёт дальше «правильных» слов. Провозгласив требования, родители тут же забывают о них. Не выполняют угрозынаказаний и обещания поощрений…
Дети хорошо чувствуют и переживают формальное отношение к воспитанию.Ребёнок ощущает себя ненужным, нелюбимым. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Со временем начинает ощущать себя неполноценным.

Повышенная моральная ответственность:
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
ТревожностьМнительностьЛживостьЗамкнутость
Способы поведения с ребёнком
К ребёнку предъявляются повышенные требования с пониженным вниманием к егопотребностям.Даётся установка на самопожертвование. На ребёнка возлагаются непосильные и Несоответствующие возрасту обязанности.
Ребёнок эмоционально уплощен, не умеет вписываться в любую жизненнуюситуацию, не по возрасту серьёзен,всё время озабочен и ищет выход изсоздавшегося положения. Очень часто утаких детей развиваются неврозы.

Эмоциональное отвержение: воспитание по типу «Золушки»
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
Эгоистичность ЛживостьСклонность всегда и во всем обвинять другихНеуверенность в себе Пассивность Апатичность
Способы поведения с ребёнком
Родители открыто демонстрируют негативныеэмоции по отношению к ребёнку, он помеха для родителей, с ним избегают контактов, его всё время ругают, либо не обращают внимания. Родители устраняются от воспитания.
В ребёнке рождается страх, который приводит к неприятию родителей и порождает чувство протеста, с потерей самоконтроля. Он становится равнодушным к другим. Ребенок ищет компанию и утешение вне семьи.

Воспитание в культе болезни
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
Способы поведения с ребёнком
Родители фиксируют внимание на любом недуге, на недомогании, формируют образ «больного», проявляют острую заботу о ребёнке, «трясутся» над ним, предупреждая все его желания
ЭгоцентризмПриспособленчествоСлабоволиеИзнеженность
Ребёнок воспринимает всякую болезнь как привилегию, дающею ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Приученный к сочувствию и состраданию, не привыкает ничем жертвовать, как правило вырастает приспособленцем или подхалимом.

Жестокое обращение
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
Способы поведения с ребёнком


Родители злоупотребляют наказаниями, избиваютребёнка, морально унижают, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Ему диктуют, приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение.
ЖестокостьЗависимостьАгрессивностьЧерствость
Страх заставляет его смирится, страх правит действиями и поступками. Не зная ласки и теплабеспрекословно подчиняясь, ожесточается и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровымк близким, довольно часто с бурными реакциямипротеста.

Противоречивое воспитание
Влияние на развитие ребёнка
Черты характера
ТревожностьНеуверенностьЛживостьНеустойчивая низкаясамооценка
Способы поведения с ребёнком
Несогласованность воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и не адекватных, или проявление непоследовательностив отношениях с ребёнком, необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию
Пагубно влияет на психику ребёнка, он всегда находится в крайне напряженном состоянии. У ребёнка нет понятия единства требований, наказаний, он не знает как поступить в той или другой ситуации.В результате он начинает приспосабливаться,манипулировать взрослыми и сверстниками.
Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно.
А. Макаренко
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!


Памятка для родителейЕсли ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"

Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...

Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Семья – любви великой царство»

Данная разработка предназначена для учителей, преподающих курс "Истоки" 9 класс...