"ОТКУДА ЭТО БЕРЕТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?"
статья по теме

Хомякова Елена Евгеньевна

В статье для родителей представлена информация о формировании у детей понятий личного пространства и личной собственности, а также предложены рекомендации по построению родительского поведения в случаях, когда ребенок приносит в дом чужую вещь, берет у родителей деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_eto_beretsya_i_chto_s_etim_delat.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

"ОТКУДА ЭТО БЕРЕТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАЬ?"

«Моя 5-летняя дочь принесла из детского сада чужого резинового зайчика. Мне очень стыдно, что у меня дочь воровка. И откуда это берется у таких маленьких детей?»

 «Я с ужасом обнаружила, что мой 9-летний сын без разрешения берет деньги у меня из кошелька. Как мне его наказать, чтобы это больше не повторялось?»

         Возраст 4-6 лет – это возраст формирования нравственных привычек. Но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, Дошкольники уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.

         Прежде чем давать оценку действиям ребенка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Внимательнее отнеситесь к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например, родителей друзей вашего ребенка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.

 Если ребенок принес домой чужую игрушку (ручку, ластик и т.п.), выясните, почему. Возможно, он просто поменял ее на свою. Такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то нет ничего предосудительного. Имейте также в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки.

 Если принесли игрушку (предмет) из детской игровой комнаты или класса, возможно, что таким образом ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка. Лучше все-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребенка), постарайтесь подарить ему то, о чем он страстно мечтал.

 Сложнее всего вариант, если принесенная игрушка, школьная принадлежность, деньги принадлежат кому-то из детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребенком и хозяином вещи. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе.

 Важно, как Вы обнаружили присутствие чужой вещи - случайно увидели ее среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку - обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, Ваша оценка должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что Вам не нравится его поведение, что Вы удивлены тем, как он мог поступить. Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, "что такое хорошо и что такое плохо", но, конечно, это больше не повторится.

         Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции усугубляет неправильное поведение ребенка. Не допускайте, чтобы Вашего ребенка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте камерную встречу двух детей, когда может состояться передача игрушки. Пусть Ваш ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ захочет.

         В случае, когда дети берут у родителей деньги, сразу же следует выяснить, для чего они понадобились вашему ребенку. Один из неприятных вариантов - это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по классу, двору. Это следует жестко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ваш ребенок не должен испытывать страха, давления, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго.

         Другой вариант - если ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие "бесценные" вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком - это не самая надежная компания. Попробуйте дать своему ребенку другие способы повышения статуса - соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь.

 Если вы так и не поняли, для чего понадобились деньги ребенку, выразите свое огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на все, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах - например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но, что делать, пока это придется отложить.

Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к таким явлениям.

Но каковы бы ни были  причины поступка ребенка, надо соблюдать

несколько правил общения с детьми.

1. Ни в коем случае не навешивать "уголовных" ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему "плохую дорожку" в жизни и т.д.

2. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

 

3. Не стоит заставлять ребенка "ради справедливости" отдавать свою лучшую игрушку.

4. Обсуждая вину ребенка чувствовать меру, не "пережимать"- иначе он будет утаивать от вас все проступки, которые считает стыдными.

5. Не возвращаться к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.

Помните, что многие жизненные ситуации обратимы, и главное - найти способы их психологически грамотно исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энергия в природе - откуда она берется?

Используя различные виды энергии мы не  должны забывать, что источником её является растительный мир и мы должны бережно относиться к дарам природы....

Презентация: "Откуда берется мед?"

Презентация по теме:"Откуда берется мед?" для учащихся 3-4 классов....

Откуда берется добро и зло у детей

Выступление            Откуда берутся добро и зло у детей.Задачи педагога:1) научить ребенка дифференцировать проявление чувств,2) научит анализи...

Статья по истории "Откуда берется интерес к истории?"

Размышление молодого специалиста на данную тему...

По кредитке в неделю_сколько микропластика мы съедаем и откуда он берется

От самых глубоких частей океана до мельчайших структур человеческих легких и даже крови — микропластик проник всюдуМикропластик в окружающей среде продолжает быть на слуху как одна из самых глав...

Презентация "Что такое пыль и откуда она берется?"

Презентация "Что такое пыль и откуда она берется?" поможет дать ответ на вопрос о том, что такое пыль, каковы основные источники образования пыли, виды пыли, вред и польза пыли. Помимо теори...