Как помочь ребенку в выборе профессии
консультация (9 класс) на тему

Удалеева Юлия Владимировна

Выступление психолога на родителском собрании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psikhologa_na_roditelskom_sobranii.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление психолога на родительском собрании «Как помочь ребенку в выборе профессии»

Важная проблема подросткового периода — выбор профессии. Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьником по окончании 9-го класса. Но психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе.

В этот возрастной период интересы значительной части ребят крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного “да, только эта профессия меня привлекает” до “не знаю, как получится”.

Исследования психологов показали, что подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте — работа, от которой можно получать новые впечатления. В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу. 

Казалось бы - собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.

 Мотивы, которыми руководствуются обучающиеся при выборе профессии:

Многолетняя работа с выпускниками школ показывает, что обучающиеся, выбирая профессию, ориентируются на следующие признаки. Мы расположили их в приоритетном порядке:


  • Во-первых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми и материально обеспеченными людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, еще совсем недавно, 20-25 
    лет назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.

  • Во-вторых, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.

  • Третья причина, по которой люди выбирают себе профессию, - это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

  • На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень квалификации молодого человека, тем шире его возможности в выборе места работы и, соответственно, условий труда по душе.

  • Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, сильно ограничиваются возможности профессионального выбора.

  • Шестая причина - желание родителей или советы других людей. Уверены ли вы в том, что знаете современный рынок профессий и профессиональные качества ваших детей достаточно хорошо?

  • Седьмая причина — выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.

  • Восьмая причина - пример других людей. Это случается, если молодой человек поступает учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.

  • И на последнем месте среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства.


Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, свои личностные качества, надеясь, скорее, на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома.

Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд.

Таким образом, можно обозначить примерно следующие основные приоритеты в профессиональном самоопределении молодых людей:

1. Помощь в нахождении подростку личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые «приходится» выбирать даже вопреки первоначальному желанию. Для этого ему необходимо познать самого себя, особенности своего характера, выявить свои интересы, способности. Осуществить это можно при помощи профконсультанта, который по итогам индивидуальной беседы и психологической диагностики поможет ребенку расставить основные приоритеты при выборе профессии

2. Постепенное формирование у молодых людей умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий типа юрист, экономист, менеджер, т.е. ориентация подростка на реальный спрос на рынке труда, а не на престижность выбираемой профессии.

^ Факторы правильного выбора профессии:

Что же необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и, к тому же, получая от этого удовлетворение?

Чтобы помочь подростку выбрать профессию, необходимо руководствоваться тремя позициями выбора профессии: 

хочу — интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;

могу — уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности, соответствие здоровья школьника выбранной профессии;

надо — спрос на профессию, потребность в ней общества.

Прежде всего, имеют значение интересы и склонности человека. Склонности - это желания, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если вашему ребенку будет нравиться содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Также одним из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора является профессиональная пригодность. Требования к состоянию здоровья человека, требования к его профессиональной квалификации и требования к профессионально важными качествами и определяют профессиональную пригодность. Из этих трех компонентов только уровень профессиональной квалификации можно значительно повысить в соответствии с вашим желанием.

Что касается здоровья, то возможность его изменения может быть довольно ограниченной. Поэтому, если ваш ребенок страдает хроническим заболеванием, то могут иметь место медицинские противопоказания к некоторым профессиям. Определить, имеет ли молодой человек какие-нибудь противопоказания в связи с его состоянием здоровья, можно только в результате медицинского обследования. Если человек не имеет медицинских противопоказаний к той или иной профессии, то его можно считать пригодным к ней. Состояние здоровья большинства людей позволяет овладеть довольно широким кругом профессий.

Но наибольший интерес в плане выбора профессии представляют способности человека. Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. 

Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и так далее. Иначе говоря, люди обладают многими способностями. Способности принято делить на общие и специальные. Независимо от содержания профессиональной деятельности любой специалист должен уметь обучаться новому, общаться с другими людьми, управлять своим поведением и состоянием. Это и есть общие способности, которые еще называют интеллектом.

Разумеется, успешность профессиональной деятельности зависит не только от общего интеллекта, но и от других способностей. Чтобы человек хорошо овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только высокого уровня умственного развития. Иногда в зависимости от специальности требуются еще другие, специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, артистические, спортивные.

Если у вашего ребенка высокий уровень развития способностей к обучению, то его профессиональный выбор практически неограничен. Он сможет свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими профессиями. Но если у него возникают трудности с усвоением новой информации, анализом сложных ситуаций, если он не обладает достаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах, у него медленный темп мыслительной деятельности и малая выносливость к длительным умственным нагрузкам, то перед вами есть два пути:


  1. с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных процессов, заняться развитием его интеллектуальных способностей;

  2. ограничить его выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.


Заметим, что достаточно большое количество школьников и их родителей ориентированы на получение высшего образования. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование в профессиональных училищах, лицеях (НПО) колледжах, техникумах (СПО). Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.

Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводят к реакции протеста или росту тревожности. Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Молодой человек может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.

Таким образом, очень важно помочь молодому человеку осуществить правильный выбор профессии. Любимая работа помогает раскрыться наиболее ярким сторонам личности, 


Ниже представлены правила, следование которым позволит родителям помочь ребенку осуществить более адекватный выбор профессии.

Правила для родителей!


  • Не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям.

  • Разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь.

  • Помните, что каждое поколение и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать.

  • Элитность профессии не всегда хороша для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в выборе профессии

Родители чувствуют ответсвенность за будущее своего ребенка. Как сделать так, чтобы чувство ответственности не переросло в гиперопеку? Как дать ребенку возможность прислушаться к себе? Предлагаю неск...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Памятка для родителей по профориентации...

Тренинг-семинар для родителей «Как помочь ребенку в выборе профессии»

познакомить родителей с самыми востребованными прфессиями. ознакомить со списком  полезных интернет ресурсов....

Как помочь ребенку в выборе профессии

Памятка для родителей по профориентации...

«Как помочь ребенку в выборе профессии»

В презентации раскрыто понятие профориентации; основные мотивы, которыми  руководствуются обучающиеся при выборе профессии,  а также ошибки родителей при выборе профессии детей...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в выборе профессии"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в выборе профессии"...