Информация к размышлению "Наказание и поощрение"
консультация по теме

Максимович Елена Николаевна

Консультация с целью обогащения воспитательных навыков родителей, поддержания их уверенности в собственных силах, умении правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_i_pooshchrenie.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Наказание и поощрение

       Семья – важнейшее условие нормального развития любого ребенка. Воспитание в семье закладывает основы для формирования гармоничной личности. Одним из основных компонентов является учет реальных психофизических возможностей детей при предъявлении им требований.

       Приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип позволяет сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

       Наказание очень трудная вещь, оно требует огромного такта и осторожности. Как бы ни был наказан ребенок, он должен всегда чувствовать в нас родных, самых близких людей. Нельзя отталкивать ребенка в трудный для него момент. В ситуации, когда ребенок молча и тяжело переживает свою вину, взрослый должен первым протянуть руку, не требуя извинения. Это не безнаказанность, а великодушие. Не следует делать прощеный поступок предметом обсуждения, поводом для наказания – это непременно вызовет озлобленность, подавленность, обиду. Первоначальная причина забудется, а обида останется – за несправедливость.

       В поощрении также должны быть осторожность и мера. Не нужно объявлять вперед премии и награды. Лучше ограничиться похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечения должны представляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды. Любая несообразность, непоследовательность в поведении взрослого не ускользает от внимания детей. Старайтесь понимать причины тех или иных поступков своих детей. Не торопитесь с выводами, и тем более с расправой.

       Наилучшие взаимоотношения родителей с подростками складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка в этом случае направляется твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: нужно всегда объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком; власть используется в меру необходимости; в подростке ценится, и послушание и независимость; родители устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми; прислушиваются к мнению подростка, но не исходят из его желаний.

Советы:

  • Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
  • Есть дети, которых не возьмешь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение спасает их.
  • Помните, что, повышая голос или поднимая на ребенка руку, вы каждый раз сокращаете возможность взаимопонимания в будущем.

Положение о наказаниях и поощрениях

  • Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
  • Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
  • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
  • Лучше использовать поощрения, чем наказания.  Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем в случае использования и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о профессиональных достижениях учителя – участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края в 2015 году Критерий 3

Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»...

Информация о профессиональных достижениях учителя – участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края в 2015 году. Критерий №4

Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»...