Памятка – рекомендация для родителей, воспитывающих ребенка с признаками одаренности
консультация по теме

Сивова Светлана Анатольевна

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Как помочь ребенку в развитии способностей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_odaennykh_detey.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал: Сивова С.А

Памятка – рекомендация для родителей,

 воспитывающих ребенка с признаками одаренности

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

  Одно из определений понятия «одаренный ребенок»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Так же у детей часто наблюдается общирный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Типичные черты одаренных детей

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Если у Вашего ребенка:

  • отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
  • чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
  • проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
  • живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
  • отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
  • повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
  • устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
  • обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
  • высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),  
  • зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),

то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.

Что делать родителям?

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для  ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

Советы Дэвида Льюиса,

одного из признанных специалистов по одаренности

  • Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
  • Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.
  • Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
  • Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
  • Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  • Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  • Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  • Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  • Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
  • Внимательно относитесь к его потребностям.
  • Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  • Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  • Не дразните ребенка за ошибки.
  • Хвалите за любые успехи.
  • Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  • Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
  • Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
  • Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
  • Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
  • Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
  • Помогайте ребенку стать личностью.
  • Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
  • Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
  • Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
  • Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью....

статья "РЕБЕНОК С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ" область изобразительное искусство

Учитель должен постараться раскрыть потенциал ученика, помочь в трудностях, подвести к успеху.Есть суждение, что признаки одаренности могут быть у всех детей, только у одних они несут кратковременный ...

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание....

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей сограниченными возможностями здоровья:1.Научите ребёнка играть. Отведите ему специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечную мебель, разложите ...