Підлітковий вік
статья (7 класс) на тему

Рябова Елизавета Фёдоровна

Матеріал для батьківських зборів про особливості психоемоційного розвитку учнів підліткового віку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_vozrast.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Наши детки взрослеют

Категория: Публикации » Психология

06 февраля 2014 11:25 Просмотров: 21 Комментариев: 0 Напечатать 

Наши детки взрослеютИтак, подростковый возраст - период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени. Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то - в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростковый возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14 лет). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.

Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления:

1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками и при этом так и не насыщается этими разговорами.

2. Стремление утвердить свою самостоятельность. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение. Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению.

Сам кризис имеет несколько фаз:

1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.

2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть.

3. Посткритическая - построение новых отношений. Чаще это своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые до этого он выполнял, ревность к собственности.

Это все типично для этого возрастного периода. Кризисные симптомы нельзя просто взять и вычеркнуть из жизни взрослеющего ребенка. Важно помнить, что проявляются они не всегда, а эпизодически. Их не стоит обострять в первую очередь родителям. Ведь когда нам, взрослым, плохо на душе и сложно разобраться в своих чувствах, то чаще мы просим нас не беспокоить. Это выполняется, мы - авторитет, мы - взрослые. А вот наше чадо чувствует то же самое, но в силу своих несовершенных эмоций, неумения управлять ими и своим поведением начинает кричать, срываться или, наоборот, замыкаться. С этим сложно бороться. А надо ли? Все это крик, взрослеющей души о помощи, а не о порицании и чтении моралей.

Рекомендуем читателям выслушать крик своего ребенка спокойно. По крайней мере, попробуйте. Это тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Но согласитесь, это лучше, чем его выслушают где-то, кто-то, даст совет сомнительного содержания и предложит не обращать внимание на этих ничего не понимающих родителей, а лучше придти сюда, на улицу.

Редко, но в последнее время все чаще и чаще встречается и такой путь развития кризиса - так называемый кризис зависимости. Тогда подростковый период протекает несколько иначе: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, возвращение к своим старым интересам. Поведение подростка говорит: “Я ребенок и не хочу взрослеть”. Этот вариант кризиса на первый взгляд кажется легче, но это совсем не так. Подросток становится инфантильным. Его личность замедляет свое развитие.

Как это ни грустно, но, как правило, протекание кризиса зависит от взрослых и стиля семейного воспитания. Поэтому взрослому стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. Наш подросток, ребенок внешне и взрослый внутренне, примет законы жизни. Вот какие они будут, во многом зависит от его окружения. И это не только сверстники, но и взрослые.