Занимательная математика для дошкольников
консультация по теме
Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Полюбит ли ребенок в школе алгебру и геометрию, если в детском саду на занятиях по математике ему было скучно? Но, не смотря на сложности, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Прежде чем начать заниматься с ребенком предлагаю родителям прочитать, запомнить и обязательно применять на практике некоторые правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Занимательная математика для дошкольников" | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Занимательная математика для дошкольников»
Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Полюбит ли ребенок в школе алгебру и геометрию, если в детском саду на занятиях по математике ему было скучно? Но, не смотря на сложности, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Прежде чем начать заниматься с ребенком предлагаю родителям прочитать, запомнить и обязательно применять на практике следующие советы – правила:
- Запомните, что у каждого ребенка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности;
- Не просите лишний раз кого-то посидеть с вашим ребенком. Если у вас есть свободное время, значит, ребенок имеет право хотя бы на его половину (в это время можно почитать, позаниматься, поиграть);
- Постарайтесь не кричать на ребенка во время занятий, ведь он не делает ничего ужасного;
- Научитесь терпеливо слушать вашего ребенка, отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы;
- Научитесь чаще хвалить своего ребенка. И делайте это искренне и от души!
- Вечером вместо криков «Спать! Спать! » проведите с ребенком спокойную дидактическую игру или почитайте книгу;
- Самое главное правило – не относитесь ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.
Обучение будет продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, т. е. когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми раннее, помогают им решить практическую задачу. Таким образом, усвоение знаний проходит легче и быстрее.
Основное усилие и воспитателей и родителей должно быть направлено на то, чтобы развить у ребенка умение самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию, не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а так же воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Прежде чем перейти к практическому материалу, т. е. непосредственно к дидактическим играм, способствующим развитию у дошкольников математических способностей или просто развитию у них интереса к математике, хотелось бы кратко познакомить родителей с математическими областями и категориями, которые доступны понятию ребенка дошкольника и, что является фундаментом обучения в начальной школе.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. И обучение необходимо строить по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше – меньше, равенство – неравенство.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретенный ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед – назад, вверху – внизу, справа – слева.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления).
Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах, об отношениях между последовательными числами.
В настоящее время промышленностью выпускается огромное количество дидактических игрушек, большое разнообразие настольных игр различного характера. Это все облегчает работу педагогам. А родители зачастую просто откупаются игрушками от ребенка. Но основная проблема сегодняшнего времени – у родителей не хватает времени, а подчас и желания для занятий со своим ребенком. Для тех родителей, у которых нехватка свободного времени, чтобы поиграть или позаниматься со своим малышом я предлагаю следующие дидактические игры.
Возможность использования дидактических игр широка: во время поездки в транспорте, когда мама занята на кухне, во время прогулки или отдыха на пляже и т.д. Для этих игр не нужно выделять специально время. Главное, чтобы ваш малыш имел желание для так называемых игр-занятий, находился в спокойном состоянии. А родители не должны заставлять, им нужно предложить, привлечь внимание, заинтересовать ребенка игрой. Так же большой плюс предлагаемых мной игр, состоит в том, что для проведения этих дидактических игр не нужно покупать или готовить какой-то наглядный материал. Провести эти игры с ребенком можно, используя все, что есть под руками. Это могут быть любые игрушки, канцелярские и кухонные принадлежности, овощи или фрукты. Возраст ребенка, в котором можно играть в предлагаемые игры математического характера от 4-х лет и старше. В одну и ту же игру можно играть и с 4-х-летним и с 7-летним ребенком. Соответственно возрасту просто усложнить или упростить правила и задания. Кроме дидактических игр для знакомства дошкольника с математикой можно использовать художественные произведения. Это могут быть и классические стихи С. Маршака и народные сказки, в которых фигурируют числительные или части суток, а так же современные авторские сказки или стихи Ю. Степанова. После знакомства ребенка с художественным произведением, для того, чтобы он лучше понял услышанное необходимо задать вопросы по содержанию, провести беседу.
В заключении мне хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что даже если вы видите, что у ребенка нет способностей к математике, все равно нужно заниматься с ребенком. Ведь цель этих игр не только и ни сколько познакомить дошкольников с математическими понятиями, а прежде всего, расширить знания ребенка об окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить сложные фигурки технике оригами все это идет ему на пользу – ведь ребенок учиться, развивается, у него зарождаются увлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Конспект открытого занятия дополнительного образования по предмету «Занимательная математика», 1-ый год обучения Тема «Формирование у учащихся УУД на занятиях «Занимательной математики»»
Цель занятия: организация деятельности учащегося по активизации социальных, интеллектуальных интересов в свободное время....
Занимательная математика для дошкольников. Занятие- презентация.
Как-то незаслуженно в развитии ребенка родители обходят стороной написание цифр. А ведь это очень важная область развития. В презентации вы можете ознакомиться с отработкой устного счета....