Родительское собрание "Конфликты с собственым ребенком"
статья на тему

Пермякова Анна Юрьевна

Рассматриваются причины возникновения конфликтов между родителями и подростками и пути их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Задачи: 

  • помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
  • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения: 

  • Что такое конфликт?
  • Умение разрешать проблемы и конфликты.
  • Конфликты “трудного” возраста.
  • Тактика поведения в конфликте.

Подготовительная работа к собранию: 

  • анкетирование учащихся;
  • подготовка ситуаций для анализа;
  • подготовка теоретического материала для выступления;
  • написание учащимися сочинения “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”;
  • подготовка памятки для родителей.

    Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.

     Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает “эра конфликтов”.

    Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.

   Здравствуйте, уважаемые родители и наши гости.

Классическая проблема – взаимоотношение поколений – станет сегодня предметом нашего обсуждения. Тема нашего собрания «Конфликты с собственным ребенком, пути их разрешения».

Данная тема мною была выбрана не случайно.  На днях ко мне подошел учитель литературы с сочинением одного из наших ребят.

      Предлагаю заслушать отрывок из этого сочинения.

“Сколько себя помню, у меня всегда возникали конфликты с родителями. Вроде бы и не вредная, а все равно маленькие ссоры имели место быть. Ну почему взрослые нас не понимают? Наверное, сказывается разница в возрасте, воспитание. Я хочу положить эту вещь так, мама — по-другому, я хочу пойти прогуляться, а маме нужно пообщаться, я не хочу делать уроки (по каким-то своим личным причинам) – мама ругает за безделье. Со стороны старших всегда возникают какие-то препятствия, запреты на пути к действиям, к проявлению энтузиазма. “Мне на дискотеку надо бежать, к друзьям”, – говоришь ты маме, а она этого не понимает: там, по её мнению, вечный разврат, алкоголь и наркотики.»

Именно это сочинение послужило неким звоночком для меня. Я убедилась, что проблема отцов и детей по-прежнему актуальна. А что же в моем классе? И тогда я обратилась за помощью к школьному психологу, который порекомендовала провести тест «Оценка склонности к конфликту» по методике В.А.Алексеенко среди учащихся. 

   

Результаты теста показали, что большая часть класса склонны избегать конфликтных ситуаций, однако, у некоторых ребят  выявлена разная степень конфликтности.

          Итак, недопонимание между “отцами” и “детьми” было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт.

Что же такое конфликт?

 Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

А в чем же причина?

Подростки в конфликте: 

  • кризис переходного возраста;
  • стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  • Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте: 

  • нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  • боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  • проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • борьба за собственную власть и авторитетность;
  • отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  • не подтверждение родительских ожиданий.

Без конфликтов , к сожалению, наша жизнь не возможна. Их не избежать. Что же делать? Может у вас есть предложения?  

Нужно научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Итак, что же делать нам родителям, чтобы сохранить любовь и уважение наших подросших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
  2.  Ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  3. Чтобы ребенок выполнил то, что нам - родителям нужно, нужно постараться сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  4. Не следует злоупотреблять опекой и контролем, не перегружайте его.
  5. Постарайтесь не создавать в семье «революционной ситуации», а уж если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  6. Хочется процитировать слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

 Порой нам, родителям, кажется, что ребенок ведет с нами борьбу. За что и против чего? За то, чтобы перестать быть ребенком

  1. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность
  2. За утверждение среди сверстников
  3. Против замечаний, обсуждений, , особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Важно понимать, любой конфликт должен иметь свое разрешение. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным, а именно:

  • проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера ребенка, психическое расстройство, суицид и т.д.);
  • проблемам социального плана (потеря семьи, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:

  • отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
  • оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  • сохранить личностные отношения всех участников конфликта.

Психологи предлагают следующие выходы из конфликтной ситуации:

- Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других

- Найти авторитетного третьего, который поможет разобраться в конфликте

- Поставить себя на место другого человека

- Осознать право на существование другой точки зрения

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

Как вы поступите в такой ситуации?

________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую  музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого.  В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

________________________________________________________________________________

Ситуация 3

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в такой ситуации?

________________________________________________________________________________

Конечно же, наша жизнь не может быть без конфликтов и важно помнить, что конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были только в лучшую сторону!

 Хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

Старайтесь понять своих детей и как можно чаще обнимайте их!

- В заключении я хотела бы раздать вам памятки, в надежде на то, что если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

 

Тест «Оценка склонности к конфликту» методика В.А. Алексеенко.

Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1.

Рвется в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняется от спора

2.

Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы излагает извиняющимся тоном

3.

Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что проиграет, если будет возражать

4.

Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов

5.

Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента

6.

Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряженной обстановке чувствует себя неловко

7.

Считает, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8.

Не уступает в споре

7 6 5 4 3 2 1

Уступает в спорах

9.

Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что люди с трудом выходят из конфликта

10.

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

Итого баллов____________________________

 На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов-высокую, 50 баллов- на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"

Родительское собрание в 8 А классе на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"...

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Без конфликтов жить невозможно, нужно научиться конструктивно их решать. Подростковый период - самый конфликтный. Проблема отцов т детей встаёт особенно остро, поэтому первое родительское собрание в 1...

Конфликты с собственным ребенком и пути и разрешения (родительское собрание)

Цели собрания: Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.Предоставить родителям возможност...

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...

Родительское собрание в 6 классе по теме: "Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Родительское собрание  в 6 классе по теме:"Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...

Разработка к родительскому собранию в 8 классе "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Разработка к родительскому собранию в 8 классе  "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...