КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
план-конспект по теме

Фирсова Евгения Александровна

Представляю вашему вниманию серию конспектов занятий для детей от 1 до 3 лет имеющих проблемы в речевом развитии. Это могут быть детки безречевые, а так же с ЗРР.  Сами занятия представлены в 5 лексических темах, которые в дальнейшем будут расширяться.

Цель занятий: Побудить ребенка к звукоподражанию, развитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики. Умение выполнять различные задания взрослого. Регуляция внимания и памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Дикие животные

  1. Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

* * *

—        Мальчик с пальчик.  Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

—        Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил. Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются кланяются

  1. Развитие речи «Дикие животные»

Показываем картинки с изображением диких животных. Говорим, что они живут в лесу. Говорим о том, кто чем питается: лиса и волк охотятся на зайчика, мишка собирает мед, а зайка любит морковку, ежик – грибочки и яблочки, а белочка – орешки.

Материал: карточки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, ёжа, белки.

  1.  Упражнения для языка

Ежик собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Мишка слизывает мед лапой. Сказать, что мишка очень любит мед. Он даже ест его лапой. И не дотрагиваясь язычком до ладошки, имитировать, как мишка слизывает мед.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

Волк скалит зубы. (упражнение «заборчик»). Губы в улыбке, показываем сомкнутые зубки.

  1. Звукоподражание в стихах

Воет волк в лесу – УУУ-УУУУ!

Кушать хочется ему.

Надоело волка слушать,

Надо дать ему покушать.

Ежик фыркает – ФЫР-ФЫР,

В мышеловке видит сыр.

Мышеловка так опасна,

Мышка к ней бежит напрасно.

Мишка по лесу идет,

То рычит он, то ревет:

-Р-Р-Р, дайте хоть конфету!

Есть у каждой пчелки мед,

А у мишки нету.

Лисичка тявкает – ТЯВ-ТЯВ!

Откуда взялся здесь удав?

Удав ответил на вопрос:

Из зоопарка я приполз.

  1. Развитие общей моторики

Выполняем вместе с ребенком движения. Побуждаем повторять за вами слова.

Ходит мишка косолапый (Идем широко расставив ноги)

У него кривые лапы

Без тропинки, без дорожек (идем в полу приседе).

Катится колючий ёжик.

C:\Users\Козявко\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\Нищева. Занимаемся вместе\Nisheva_Zanimaemsya_vmeste_mladshaya_logopedicheskaya_gr\0032.jpg



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Домашние животные

  1. Игры на развитие эмоционального общения

Здороваемся с Петрушкой. Отработка слов: привет-привет, хлоп-хлоп, ля-ля-ля, дай.

  1. Пальчиковая гимнастика «Про кошку»

Подставляй ладошку, расскажу тебе про кошку

Будем пальчики считать 1,2,3,4,5! (массируем каждый палец)

Вот – кулак, а вот – ладошка. (отрабатываем кулак-ладошка)

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку 2 раза (пальцы передвигаются по  -руке к подмышке)

Видно, мышка там живет!

Мама (или кто-то) мышку ту найдет (можно слегка пощекотать)

3. Логопедический массаж  (необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Использую методику О.А.Новиковской)  упражнения:

  •  «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
  • Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  •  «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...

5. Артикуляционная гимнастика

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию  артикуляционного аппарата:

-  развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.);

- развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

На развитие артикуляционной моторики используют следующие упражнения в игровой ситуации:

 - «удерживание губ в улыбке» - передние верхние и нижние зубы обнажены;

-  «вытягивание губ вперёд трубочкой»; «чередование положений губ: в улыбке – трубочкой»;  

-  «язык широкий, язык узкий»; «киска лакает молочко»; «погреемся на солнышке»; «вкусное варенье»; «покашляем»; «почистим зубки»;«почистим щётку»;«сделаем конфетку»;«поднимем язычок»;«качели».

6. Развитие общей моторики – свободные упражнения

7. Развитие речи

Основная цель – вызывание звукоподражания + словарь

«Бобик»

Вот наш бобик,

Славный пес – гав, гав! (Хлопаем в ладоши 2 раза)

Белый лобик, черный нос – гав, гав! (Показываем на лоб, нос, хлопаем)

Бобик, бобик, лапку дай – гав, гав!

Сядь на коврик и не лай! (Указательный палец – к губам)

Кошечка мяукает,

Деточек баюкает.

Колыбель качает,

МЯУ напевает.

Кошка во дворе гуляет.

Мышка плошку подчищает,

Крошки набирая в лапки,

ПИ – пищит – объедки сладки!

Собачка лает – АВ-АВ-АВ,

Цепь с меня снимите

И побегать на часок

С другом отпустите.

Ржет лошадка – И-ГО-ГО!

Что случилось? – НИЧЕГО!

Просто кончился овес,

А хозяин не принес.

Овечка блеет – БЕ-БЕ-БЕ!

Завью колечко я себе,

Потом пойду на улицу,

Пусть мною все любуются!

МУУУУ – коровушка мычит

Мягкими губами.

А теленочек молчит,

Он прижался к маме.

Мекает коза – МЕ-МЕ!

Наточу я рожки,

На прогулку в лес пойду

Смело по дорожке.

Хрюкает свинья – ХРЮ-ХРЮ —

Толстому сыночку:

– Пятачок после еды

Вытирай платочком!

Собачка лает: АВ-АВ-АВ!

Я дом ваш стерегу.

И пост покинуть свой сейчас

Никак я не могу.

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

-Игра «Кто сказал мяу»

Когда услышишь слово «мяу» - хлопни в ладоши. (гав-гав, хрю-хрю, му-му, мяу-мяу и т.д.)

- Игра «Услишишь-покажи»

У наших животных заболело горлышко, они стали говорить очень тихо. Как услышишь, покажи, кто подал голос.

9.  Речевая гимнастика «Кошка»

Рассматриваем картинку «Кошка».

Учу произносить слова: Вот, кошка, лапки, ушки, глазки и т.д.

 

Вот сидит кошка,

И глядит в окошко

Вот ее ушки, прямо на макушке (рассказать, что такое и где     находится «макушка»

Вот ее лобик, вот ее носик

Во ее ротик, хвостик и животик,

Вот ее усики – маленькие кустики,

Вот ее лапки и острые царапки.

10. Отрабатываем предлоги: НА, ПОД.

Берем игрушку кошку и кладем ее на кровать. Спрашиваем ребенка:-Где кошка? (даже если ребенок не говорит). Делаем паузу и сами отвечаем: - Кошка НА кровати (НА полу, НА стуле, НА ладошке и т.д.). Затем кладем кошку ПОД кровать и проделываем тоже самое.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Игрушки

http://www.fainaidea.com/wp-content/uploads/2015/09/00000047.jpg

  1. Игра-приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!  (Руками изображаем лучи солнца).

Здравствуй, небо голубое! (Руками изображаем плывущие облака)

Здравствуй, вольный ветерок! (Раскачиваем руками вправо и влево)

Здравствуй, маленький дружок! (Обнимаем своих малышей)

И обязательно друг другу улыбнуться!

  1. Игра на физическое развитие.

Материал: кегли или кубики, выложенные на расстоянии друг от друга (как дорожка).

Возле двух лесных дорог, прямо на опушке,

Есть волшебный городок где живут игрушки.

Дружно, весело живут, и танцуют и поют,

Не скучают, не ревут.

Мы найдем игрушки тут (показываем в сторону ширмы, за которой спрятаны игрушки).

Чтоб игрушки нам найти, надо кегли (кубики) обойти.

Ребенок обходит кегли и смотрит на игрушки.

  1. Называем знакомые игрушки

Разложить перед ребенком знакомые игрушки: машинку, кубики, мячик, куклу и т.д. просим показать определенную игрушку, побуждаем произносить название игрушек.

  1. Артикуляционная гимнастика

- «Трубочка-улыбка»

- «Заборчик»

- «Покусаем язычок»

- «Подразнимся»

- «Качели»

- «Часики»

- «Лопаточка»

  • Массаж языка (плавные движения обратной стороной зубной щетки вдоль языка)

Игра-развлечение «Спрячь игрушку» Дети с помощью взрослого выполняют действия с игрушкой. Просим выполнить действия по инструкции.

- Положи мячик на стол

- Спрячь под стол

- Достань из под стола

- Положи маленький мячик в коробку (сумку)

- Спрячь за спину

Побуждать ребенка повторять за взрослым.

  1. «Игрушки разговаривают» (или поют)

Пропеваем гласные звуки – Аааа, Ооооо, Ууууу, Иииии, Эээээ

Показываем игрушки и просим показать, как игрушки издают звуки. Это будет способствовать артикуляции гласных и согласованию звуков.

Мишка: О! О! О!

Кукла: А!А!А!

Лошадка: И!И!И!

Корова: МУ!    Цыпленок: Пи!Пи!

Машина: БИ!БИ!   Паровоз: ТУ!ТУ!  Дудочка:ДУ!ДУ!

Молоточек:ТУК!ТУК!

  1. Игра «Один-много»

Учим понимать и называть предметы в единственном и множественном числе. Отрабатываем этот навык.

Взрослый кладет перед ребенком игрушки в следующем порядке:

Одна машинка-несколько машинок в стороне

Одна кукла-несколько кукол и т.д.

Просим ребенка: « Покажи, где машинка, а где машинки и т.д.»

  1. Развитие дыхания. Игра «футбол»

           Катаем из ваты шарик. Делаем ворота и пытаемся  сильной воздушной     струей загнать «мячик» в ворота.

! Учим при этом не надувать щеки, а губы вытягивать трубочкой.

  1. Развитие мелкой моторики. Игра «Сделаем кукле бусы». В мисочке кладем перед ребенком бусины разной величины и толстую нить. Задача-нанизать бусы на нить.

  1. Игра «Большой-маленький»

Высыпать перед ребенком большие и маленькие мячи. Дать задание разложить в корзинки или тазики большие – в одну корзину, маленькие-в другую. Побуждать ребенка произносить слова: большой, маленький.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: ОВОЩИ

http://xn----7sbadopoap4a1bx6d4c8b.xn--p1ai/media/uploads/2015/04/14/ovoschi_2.jpg

  1. Развитие речи (показываем ребенку картинки с изображением овощей).

ЛУК, КАПУСТА, МОРКОВЬ, КАРТОФЕЛЬ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ.

Покажи, где лук? Где морковь и т.д. Покажи, что любит кушать зайчик? Правильно, морковь.

А знаешь, где растут овощи? Овощи растут на огороде. (Показать картинку «Огород». Пусть ребенок покажет, какие овощи он там нашел).

 А что можно сделать из овощей? Отрабатываем произнесение слов: СУП, САЛАТ, СОК. Давай сварим суп (можно взять настоящую кастрюлю и складывать туда овощи). Что мы кладем в суп? (картошку, лук, морковь и т.д.). Помешиваем суп (круговые движения кистью руки), пробуем на вкус (изображаем, как будем пробовать суп), солим и т.д.

  1. Развитие памяти, внимания «Что изменилось?» 

А давай теперь поиграем в прятки.

Кладем перед ребенком картинки с овощами (3-4 максимум) и просим запомнить что где лежит, затем просим закрыть глазки и меняем овощи местами или убираем один из овощей. Скажи, что изменилось? Или какой овощ спрятался?

Посмотри –ка, а это капуста. Зайка тоже любит ее кушать. Давай вместе произнесем это слово –КА-ПУС-ТА.

  1. Пальчиковая гимнастика

Еще для нашего супа не хватает капусты.  Но чтобы положить ее в суп, ее надо порубить.

«Мы капусту рубим.  рубим».
Мы капусту рубим,  рубим.
(ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку))
Мы капусту солим солим..
(пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем»

 капусту).

  1. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).

 Толстячки—худышки. Изобразить, овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты       «толстячки»;  

лук, чеснок, стручок гороха и

другие - «худышки».

7. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель:  «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

8. Психогимнастика. В огороде

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

Мы лопатки взяли,                      Семена рядами

Грядки раскопали.        Дружно мы сажали.

Грабли в руки взяли,        А потом водою

Грядки разровняли.        Теплой поливали.

9.  Игра «Кати - называй»

Игра с мячом. Садимся друг напротив друга. Взрослый катит мяч и говорит: «У меня помидор». «А у тебя?». Ребенок ловит мяч и говорит «А у меня лук» и т.д.

Домашнее задание:

  1. Показать настоящие овощи,  пусть ребенок подержит их в руках.  Побуждать ребенка к называнию овощей.
  2. Слепить из пластилина несколько овощей: огурец, помидор, морковку.

Обратить внимание ребенка на форму овощей. Объяснить, что помидор круглой формы,  а морковка и огурчик – вытянутой.

  1. Прочитать стихотворение с движениями и мимикой по содержанию стихотворения.

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла, 
Хозяйка с базара домой принесла: 
Картошку, 
Капусту, 
Морковку, 
Горох, 
Петрушку и свёклу. 
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе - 
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: 
Картошка? 
Капуста? 
Морковка? 
Горох? 
Петрушка иль свекла? 
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла 
И ножиком этим крошить начала: 
Картошку, 
Капусту, 
Морковку, 
Горох, 
Петрушку и свеклу. 
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке 
Кипели, кипели в крутом кипятке: 
Картошка, 
Капуста, 
Морковка, 
Горох, 
Петрушка и свекла. 
Ох!..

И суп овощной оказался не плох! 
Ю.Тувим
(пер. с польского С.Михалкова)
 



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Посуда»

http://rostovmama.ru/upload/000/u2/173/cf77beef.jpg

  1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

  1. В гостях у куклы (или у мишки)

Рассадить перед ребенком игрушки. Сказать: «Игрушки пришли к тебе в гости, давай их угощать. Предложить угостить их чаем, побуждаем ребенка отвечать на вопросы: «Кого ты угостил чаем?»  (Собачку). Из чего пьет чай собачка? (из чашки) и т.д.

  1. Развитие речи

Уточняем знания ребенка на тему – посуда. Показываем карточки (а дома с мамой можно  рассмотреть настоящую посуду, поговорить о том, для чего что нужно.  Побуждать к произнесению названий посуды.

Карточки: кастрюля, сковорода, вилка, ложка, чайник, чашка, Рассматриваем каждую картинку, отмечаем характерные особенности каждого предмета посуды и побуждаем ребенка их называть .

  1. Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Используя предметные картинки или кукольную посуду поиграть с ребенком в игры «Что исчезло?», «Что прибавилось?» или «Что изменилось». Кладем перед ребенком 3-4 картинки с посудой, просим закрыть глаза, и убираем или меняем  их местами. Просим ребенка показать, что изменилось?

  1. Игра «Повторюшка»

Взрослый берет любой предмет посуды  и ставит его на стол перед ребенком. При этом проговаривает: «Я поставила НА СТОЛ тарелку. Маша, что я сделала?». Потом то же самое сделать с чашкой, кастрюлей и т.д. Побуждать ребенка к проговариванию слов за взрослым.

  1.  Учим ребенка в различении величины.  Дидактическая игра. Даем ребенку для сравнения кастрюлю и чашку. Говорим: «Кастрюля большая, а чашка маленькая». Затем можно взять для сравнения другую посуду.

  1. Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Предложить малышу превратить язычок в чашечку. Для этого края широкого языка мы загибаем, получается язычок в форме «чашки».

Так же можно выполнять простое всеми любимое упражнение «Почистим тарелочку». Будем чистить язычком! Пусть ребенок как котенок облизывает тарелку с любимым лакомством.

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.

  1. Дидактическая игра «Сахарница разбилась» (чашка, тарелка)

Собираем из нескольких разрезных картинок сахарницу. Можно распечатать или купить разрезные картинки с посудой, разрезать их на 4-6 частей и попросить ребенка собрать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Выступление на родительском собрании на тему "Развитие речи Вашего малыша"

выступление на родительском собрании в 1 младшей группе на тему "Развитие речи Вашего малыша" (с исользованием ИКТ). К выступлению прилагается анкета для родителей....

Презентация "Развитие речи Вашего малыша"

презентация для выступления на родительском собрании...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...