Упражнениния для учеников 1-2 классов.
учебно-методическое пособие

Куликова Елена Юрьевна

Уважаемые родители! Ваш ребенок при письме пропускает буквы в словах? Что ж пора ему помогать! Эти упражнения способствуют развитию звуко-буквенного анализа и синтеза. Рекомендую выполнять их ежедневно! Конечно, не все сразу! По одной строчке в день из каждого упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_glasnym.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

     Уважаемые родители! Ваш ребенок при письме пропускает буквы в словах? Что ж пора ему помогать! Эти упражнения способствуют развитию звуко-буквенного анализа и синтеза. Рекомендую выполнять их ежедневно! Конечно, не все сразу! По одной строчке в день из каждого упражнения.

   Во время выполнения заданий будьте рядом, помогайте ребенку, объясняйте значение незнакомых ему слов (развитие словарного запаса – очень важно), Похвалой мотивируйте ребенка к дальнейшим занятиям. Будьте терпеливы и доброжелательны. Это обязательно приведет к положительным результатам!      Желаю вам успеха!

                                                                  Автор составитель: Григорьева Н.А.

1. Подчеркните в словах букву А:

АРФА, АКВАРИУМ, АНАНАС, АТАКА, АТЛАС, АКВАЛАНГ, АПЕЛЬСИН,

РАК, ЛАК, МАК, РАБОТА, ВАТА, БАЛКА, КАША, СОБАКА, ВАГОН,

ЛАПА, ЛИСА, ЗАЙКА, МАМА, ЛАМА, КАСКА, ЧАШКА, БАБОЧКА,

ДОМА, ЛЕСА, МАНКА, КРАБЫ, БАБУШКА, ВАРЕНЬЕ, ЛАМПА, РАНА,

БАЛАЛАЙКА, РОМАШКА, САРАФАН, ПАРУСА, ТАРЕЛКА, КАПИТАН,

КАРАВАН, БАРАН, ХАЛАТ, ГАРАЖ, МАЛИНА, БАКЛАЖАН, КАФТАН.

2. Игра «Один-много». Допишите букву Ы и прочитайте слово:

ШАР – ШАР_                    ЗОНТ – ЗОНТ_                         СТОЛ – СТОЛ_

ДАР – ДАР_                      БОР – БОР_                               СЫР – СЫР_

ЗАЛ – ЗАЛ_                       ШАРФ – ШАРФ_                    КРОТ – КРОТ_

ГОЛ – ГОЛ_                      НОС – НОС_                            КОТ – КОТ_

ВОЛ – ВОЛ_                     ДУБ – ДУБ_                             УЛОВ – УЛОВ _    

3. Подчеркните в словах букву А и зачеркните букву О:

ОВЕС, ОРЁЛ, ОПЁНОК, ОЛОВО, ОПАЛ, ОТЁК, ОГОНЁК, ОЛЕНЬ, ОСЕНЬ,

КОЗА, ПОЛКА, НОРА, ВОЛНА, ЗОЛА, ГОРА, СОДА, МОДА, ГОДА, ОКНО,

ВОРОТА, ПОЛОСА, КОРОВА, ГОРОДА, ЗОЛОТО, МОРКОВКА, ВОЛОСЫ,

МОЛОКО, ВОРОНА, СОЛОМА, ДОРОГА, ТОЛОКНО, ОГОРОД, ПОРОДА,

КОТЁНОК, МИМОЗА, МОЛОДОСТЬ, КОТЕЛОК, ВОРОТНИК, МОРОЗЫ.

ЗАМОК, СОЛНЫШКО, ВОРОНКА, СОЛОНКА, ШКОЛА, СКОВОРОДА.

4. Допиши букву Э, прочитай слова:

_тажи, _кран, _кскаватор, _леватор, _мблема, _талон, _лектричество, _гоист.

5. Подчеркните в словах букву А, зачеркните букву О и обведите в кружок букву У:

УЛЕЙ, УЛЫБКА, УЛОВ, УЛИЦА, УМНИЦА, УРОК, УТЁНОК, УЗОР, УТЁС,

ЛУЖА, ТУЧА, ЛУНА, КАТУШКА, ПОЛУШКА, ЛУПА, РУКА, ПАРУС, КУБ,

МУЗА, КУЧА, РУЛЬ, БУЛОЧКА, СТУЛ, УЛОЧКА, ВАТРУШКА, КЛУБОК,

ТУЛУП, ГОЛУБЬ, БАБУШКА, ТОЛКУШКА, РУБАШКА, КРУЖОК, ЛУК,

СУДАК, БАМБУК, ПРОРУБЬ, СУМКА, ГРУЗ, ЛУБОК, СУДЬБА, КУНИЦА,

6. Игра «Большое и маленькое». Вставьте букву Ы или И, прочитайте слова:

САН_ - САНОЧК_                 ЛАПК_ - ЛАПОЧК_

СЫН_ - СЫНОЧК_                СТОЛ_ - СТОЛИК_

РУК_ - РУЧЕНЬК_                СУМК_ - СУМОЧК_

ЧАШК_ - ЧАШЕЧК_             КУБ_ - КУБИК_

РЫБ_ - РЫБК_                       КОТ_ - КОТИК_

ДЕТ_ - ДЕТОЧК_                  МОСТ_ - МОСТИК_

КРУГ_ - КРУЖОЧК_            УЛИЦ_ - УЛОЧК_

       

7. Составьте из букв слова, запишите (слово начинается с первой буквы):

М-А-К-У_______________

С-О-Л-А________________

Д-Р-Ы-А-К______________

Э-Р-А-Н-К______________

К-Р-А-Н-А-Ш-Д-А ______________________

В-О-Б-Й-Р-О-Е_________________________

К-У-Р-У-К-А-З-У _______________________

М-И-Ш-А-Л-Ы_________________________

Э-Ж-Т-А-И____________________________

У-Ч-И-Б-Е-Н-К_________________________

К-О-Р-К-Д-Л-И-О_______________________

П-Р-У-И-Ж-А-Н________________________

Б-А-Б-Р-А-Н-А-К-Щ-И ____________________________

Т-Р-У-О-Б-С-И-Ч-Т________________________________

   8. Подчеркните в словах букву Е:

ЕЛЬ, ЕЖИ, ЕНОТ, МЕЛ, ПЕСНЯ, ВЕСНА, ЕЛОВЫЙ, МЕДОВЫЙ, ЕЖИХА,

ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕЛИКИЙ, МЕЛЬНИЦА, ПЕРЕЦ, ВЕЧЕР, СЕВЕР, ЛЕШИЙ,

СЕСТРА,  СЕРДЦЕ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, ОКОНЦЕ, ЗОЛОТЦЕ, ПЕРЬЕВЫЕ, МЕХ,

БЛЮДЦЕ, ПОЛОТЕНЦЕ, ПЛЕТЁНКА, ВЕЛОСИПЕД, ПРОСПЕКТ, ПОЕЗД,

ЛЕЖЕБОКА, МЕДВЕДЬ, ТЕРРИТОРИЯ, ЛЕЧЕБНИЦА, ПЬЕСА, ЛЕБЕДЬ,

КЕДЫ, В КЛЕТКЕ, НА ВЕТКЕ, В СЕТКЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ТЕРМОМЕТР.

9. Запишите слова в два столбика:

ЁЛКА, ЮЛА, ЮБКА, ЁМКОСТЬ, ЁЖИК, БЛЮДО, СЛЁЗЫ, КЛЮВЫ, МЁД,

СЕЛЁДКА, ПЛЮШКА, КЛЮШКА, БРЮКИ, ПЕРЕКРЁСТОК, СОВЁНОК,

СЛЮДА, МАТРЁШКА, СЛЮНА.

Ё                                                                 Ю

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Решите примеры, посмотрите значение незнакомых слов в словаре:

Я+БЕДА=________________________Я+ГОДА=__________________________

Я+БЛОК+О=_______________________Я+КОРЬ=_________________________

Я+ЛИК=__________________________Я+РОС+ТЬ=_______________________

МОР+ЯК=________________________ПОЛ+ЯК=_________________________

ГОРН+ЯК=_______________________БРОД+Я+ГА=______________________

11. Игра «Слова спрятались». Найдите слова, зачеркните лишние буквы:

ЁЛКАВОСЛЮКБИЯМАНОСЕЛОТИМЯЧРТМЯЗЫКМТРЛЁГКИЙМИСНЕГ

ЛЮЛБКАБСАЯГНЁНОКТПАЫЕСЕМЬЯЛКАВОГОНЁКРЧБТЮБИКСЗАЯЦ

КРЕСЛОТИВПРЯЖКАЬБЬОКЛЁНТРОСЁЛДБЮКРЮЧОКМТРЕБЯТА

12. Вставьте пропущенные буквы А и Я:

М_ЧИК,  В_КС_,  КЛ_КС_,  М_ЛЬЧИК,  Л_ЙК_,  Л_ГУШК_,  ПОЛ_НК_,  Л_К,

В_З_НК_,   Т_ЧК_,  Л_МК_,  З_БЛИК, Б_НК_,  ПР_ЛК_, М_ _К, ГР_ДК_, В_З,

Л_Г_ТЬ, В_З_ТЬ, В_Л_ТЬ, Р_ЗМ_ТЬ, П_М_ТЬ, _РМ_РК_,  ПЛ_КС_, М_Л_ВК_

13. Вставьте пропущенные буквы О и Ё:

Л_Д,  КЛ_Н,  П_Л,  Т_РТ,  ПЛ_НКА, СЕЛ_ДКА,  К_Р_Л_К,  К_Г_Т_К,  П_Л_Т,

П_Л_Т_Р,  Г_Л_Л_Д,  М_Л_Д_ЖЬ,  М_Н_Т_Р,  В_Л_НТ_Р,  Г_Р_Д_К, _С_ТР,

КЛ_К_Т,  _З_РА,  П_ХЛ_БКА,  П_З_МКА,  П_С_Л_К, П_ВАР_ШКА, В_СЛА.

14. Вставьте пропущенные буквы У и Ю:

Л_К, Л_К, КЛ_Б, КЛ_В, СЛ_ГА, СЛ_НА, КА_ТА, К_КЛА, БЛ_ДО, Т_ФЯК,

_ДИРА_,  П_ГА_,  П_ТА_,  К_ПА_,  СТ_ПА_,  Р_ГА_,  Л_БЛ_,  ПЛ_ТА_,

Г_ЛЯ_,  Д_МА_,  ОСТ_ЖА_,  ПОГ_БЛ_,  _ЕЗЖА_,  СМ_ЩА_, _ГОЩА_.

15. Вставьте пропущенные буквы Ю и Ё:

_ЛА, _ЛКА, Л_Д,  Л_Д, М_Д, КЛ_Н, КЛ_НУЛ,  БОКС_Р, Л_ГКУ_, _НОСТЬ,

ТР_П, ТР_М, Т_К, Т_К, ИЗ_М, КР_К, КЛ_СТ, Л_ТИК, Л_ТЧИК, ТР_К, _Ж,

СЕРЬ_ЗНЫЙ, Л_БИМЫЙ, КОСТ_Р, КОСТ_М, БР_КИ, _БКА, БЛ_ДЦЕ.

16. Решите кроссворд:

_

Я

_

И

_

&

&

Что уронила в речку Таня?

_

Е

_

Ё

_

О

_

Сынок коровы – это…

У

_

Ю

_

&

&

&

Сушеный абрикос – это…

Е

_

О

_

&

&

&

Зверёк-полоскун – это…

У

_

Е

_

И

_

&

Тот, кто чему-либо учится – это…

_

Я

_

Е

&

&

Лесной стукач – это…

У

_

Ы

_

_

А

&

От неё становится светлее (песенное)

Э

_

_

И

_

А

_

Главный музей Санкт-Петербурга – это…

_

О

_

У

_

А

_

Птица по имени Кеша (мультяшное)

_

А

_

И

_

Ё

_

Синий полевой цветок – это…

17.  Зачеркните цифру, соответствующую месту заданных звуков в слове:

Звук (А и О):                                                                 Звук (И и У):

СОВА, ВОРОНА, ДОРОГА, МАНКА,

БОЛОТО, АКВАТОРИЯ, БОТАНИК, СКОВОРОДА, СОРОКА, САПОГИ,

ПОЛОСА, АЭРОПОРТ, ГОЛОСА.

ТУПИК, РУКИ, УРОКИ, УЧИТЕЛЬ, СИТУАЦИЯ, ИНТУИЦИЯ, ЛИЛИПУТ,

КУРИЦА, КАНИКУЛЫ, ХИРУРГИЯ, МИНУТА, КРИКУН, ЛИТЕРАТУРА.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Игра «Три коротеньких словечка». Допишите недостающие буквы.

В каждом слове должно быть три буквы:

_А_           _У_           _О_          _Ы_           _Я_          _Ё_         _Е_      _И_      _Ю_

_А_           _У_           _О_          _Ы_          _Я_           _Ё_         _Е_      _И_     _Ю_

_А_           _У_           _О_          _Ы_          _Я_           _Ё_         _Е_      _И_     _Ю_

19. Игра «Путаница». Гласные перебежали из одних слов в другие. Поставьте их на место, запишите, что у вас получилось:

РИГ       ЛОК                           МУЧ        ЛЯЧ                          ЛОД         ГЮД

___________________________________________________________________

МАР      ДЭР                          МЫД         ДЁМ                         ТИЗ            ХАТ

___________________________________________________________________

КЛОЧ      ТЮРТ                    ГЛЯЗ         ЛАЗГ                        КЛУСТ     ХРЁСТ

___________________________________________________________________

КЛУСС    СТАК                    ЛЕД         СВЁТ                        ГРЮМ      ОБКА

___________________________________________________________________                      

20. Игра «Прятки». Найдите и закрасьте красным карандашом слова, в которых есть сразу две  буквы А - Я,  жёлтым О - Ё, фиолетовым У - Ю:

К

Р

А

С

Н

А

Я

Г

У

Л

Я

Ю

М

О

Ё

П

У

Л

Я

П

Р

А

В

А

Я

З

И

М

У

Ю

К

О

Т

Р

О

Л

Ё

Р

З

А

Я

Ц

У

Ю

Т

А

Н

Я

С

О

Л

Ё

Н

Ы

Й

Д

У

М

А

Ю

Л

Ю

Б

У

Ю

С

Ь

К

О

С

Т

Ё

Р

Я

К

Т

Ю

К

О

Г

О

Н

Ё

К

М

А

Я

К

Ю

Г

К

Л

Я

К

С

А

О

П

Ё

Н

О

К

Я

Г

А

Д

У

Ю

Т

З

А

Р

Я

П

О

Л

О

Т

Ё

Р

У

Т

Ю

Г

И

З

А

Р

Я

Д

К

А

О

С

Ь

Я

Б

Л

О

Ч

Н

А

Я

Ё

М

К

О

С

Т

Ь

У

Р

Ю

К

В

О

Р

О

Н

Ь

Ё

К

А

Т

Я

К

У

Р

Д

Ю

К

О

Б

Ъ

Ё

М

Я

М

К

А

О

Р

Ё

Л

К

У

Т

А

Ю

Г

Р

Я

Д

К

А

С

У

Р

О

В

У

Ю

Г

А

Л

Я

О

Т

Ё

К

Г

У

Л

Ё

Л

О

Ч

К

А

Я

Г

О

Д

К

А

У

Ю

Т

Н

Ы

Й

З

А

Я

Ц

Л

Ё

Г

О

К

Р

У

Л

Ю

З

А

Б

И

Я

К

А

О

С

Ё

Л

С

У

Д

Я

Й

Ц

А

К

О

З

Л

Ё

Н

О

К

 

21. Игра «Буквы убежали». В этих словах не хватает гласных, вставьте их и напишите слово полностью:

СТРХ                  _________________         КРК                     _________________

ПРДЬ                   _________________        КРГ                      _________________

СТЛЬ                    _________________       ФРКТ                   _________________

ГРД         А-Я      __________________      ГРСТЬ    У-Ю     _________________

ЛМК                    __________________      КПЛ                     _________________

ЗПТ                      __________________      ЛБСЬ                   _________________

ВЗТЬ                   __________________       КЛНТЬ                _________________

ВЗЛТ                   __________________       КЛСТ                  _________________

РСТ                     __________________       ВЬН                     _________________

ТРСТЬ                __________________       ЛК                        _________________

ПЛТКА    О-Ё    __________________       ВЬГА      Ё-Ю     _________________

КПЬ                    __________________        КЛВ                    _________________

СТР                    __________________        КЛВ                    _________________

БЪМ                   __________________        ХОРК                 _________________

22. Определите сколько в слове букв и звуков, подчеркните гласные:

Слово

Буквы

Звуки

Слово

Буквы

Звуки

ЛЕНЬ

КАРТОШКА

МАК

ЕНОТ

ЕЛЬ

ЕМКОСТЬ

ЯЩИК

ЮНОСТЬ

ЮЛА

ЯКОРЬ

КРИК

МОРЯК

23. Придумайте слова подходящие к схемам, запишите их:

(ГЛ-гласный, СОГЛ-согласный)

Образец: ГЛ+СОГЛ+ГЛ+СОГЛ+ГЛ=ОЗЕРО

ГЛ+СОГЛ+ГЛ=_____________________

СОГЛ+ГЛ+СОГЛ=____________________

СОГЛ+ГЛ+СОГЛ+ГЛ=_____________________

СОГЛ+ГЛ+СОГЛ+ГЛ+СОГЛ=______________________

СОГЛ+ГЛ+СОГЛ+ГЛ+СОГЛ+ГЛ=________________________

 

24. Зачеркните в слове лишнюю букву:

МООЛДЕЦ, УМНИИЦА, ЗАМЕЧААТЕЛЬНО, ХОРОШОО, ВЕЕСЕЛО,

 ВЕЛИИКОЛЕПНО, ИИГРАТЬ, СОБИИРАТЬ, ЗАМЕЕЧАТЬ, УЛЫЫБКА,

НАСТРООЕНИЕ, РААДОСТЬ, ПОЛОЖИИТЬ, ЗАПЛЕСТИИ, ДООРОГОЙ,

СООРЕВНОВАНИЕ, КНИИЖНЫЙ, НИТОЧКАА, КАРААНДАШ

25. Вспомни и напиши слова, начинающиеся на слог:

РА____________                 ГА__________________            ДА____________

РО________________         ГО__________________           ДО____________

РУ_______________           ГУ__________________           ДУ____________

РЫ_______________          БЫ__________________          ДЫ_____________

                       

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме Метод координат для учеников 5-го класса

Практическая работа позволяет закрепить знания, навыки и умения по данной теме....

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»

Курс по выбору для учеников 8- 9 классов «Здоровый образ жизни»...

Математический КВН для учеников 5-6 классов

Для активизации познавательной деятельности учеников 5-6 классов на уроках математики предлагаю использовать сценарий урока-игры....

Мастер класс для учеников 5 - 7 классов "Дело в шляпе"

Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходими научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полн...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...

Творческое задание по психологии ученикам 4-5 классов на тему "Мой класс"

Творческое задание  по психологии ученикам 4-5 классов на тему "Мой класс"  - нацелено на определение атмосферы внутри класса, межличностных отношей, положение каждой личности в ко...