Взрослая жизнь, маленького ребёнка
консультация на тему

обратить внимание к своим детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslaya_zhizn_malenkogo_rebyonka.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ  МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА……..

Родительское собрание

(для родителей старшеклассников)

с презентацией

Малых Наталия Васильевна

Разработала социальный педагог

ГОУ «Касночикойская СОШ №2»

Забайкальский край

Цель:

  • обратить внимание родителей к своим детям,
  • вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье 
    и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Задачи

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением

Разминка. "Капкан или замкнутый круг” - игра.

Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (родители пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)

Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?

О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

Вывод: Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

        Одна из наиболее актуальных проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицида, особенно среди подростков и молодёжи. Суицид как реальный шанс изменения сложившихся трудной жизненной ситуации всё чаще выбирают не только юноши и девушки, но и подростки, что свидетельствует о серьёзности положения. По данным  Всемирной организации здравоохранения Россия находится на 3 месте по количеству завершённых зарегистрированных суицидов и на 1 месте по числу суицидов в возрасте от 14 до 24 лет. Частота суицидальных действий, среди молодёжи, в течении последних двух десятилетий в России удвоилась. На 100 тыс. детского  населения приходится 19,8 случаев суицидов. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. В последние годы частота суицидов детей в возрасте от 10 до 14 лет колеблется от 3 до 4 случаев на 100 тысяч населения, а среди подростков от 15 до 19 лет-19-20 случаев. У 30% лиц в возрасте 14-24 бывают суицидальные мысли. Из этого числа 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. (слайды 2, 3, 4)

        В данное время подростковый суицид приобретает характер эпидемии и характеризуется наличием философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии на смерть. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают её для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи увлечёнными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше восемнадцати лет. (слайд 5, 6)

 Суицид — «убийца № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид. (Слайд  7)

        Все самоубийства делятся на 2 класса – истинные и демонстративные (так называемый парасуицид и псевдосуицид). (Слайд 8)

        Псевдосуицид совершается в состоянии аффекта. Это своего рода просьба о помощи.

        Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью совершить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами человека (люди не хотят умирать, а хотят привлечь внимание родителей – порезы вен, отравление ядовитыми веществами, таблетками, изображение повешение).

В противовес псевдосуициду, истинный суицид. Человек готовится к совершению суицидального действия. Люди чаще оставляют записки, адресованные родственникам или друзьям, в которых они прощаются и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, таки суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. (Слайд 9)

Исследователи самоубийство делят и на 3 класс - скрытый суицид. Скрытый, или непрямой, суицид – это завуалированное самоубийство, при котором под влиянием осознаваемых и неосознаваемых страхов смерти человек находит смерть через саморазрушительное поведение или погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных.

Скрытых суицидентов можно найти среди наемников, киллеров, пожарников, спасателей, любителей быстрой езды, среди злостных курильщиков, страдающих чрезмерным ожирением... При жизни такие люди предпочитают держать в себе свои страхи и переживания, поэтому часто близкие и родные не могут распознать их суицидальных наклонностей. (Слайд 10)

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалость покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, пока не добьётся своего. Если кто – то вмешается в их планы и окажет помощь, то снова покушаться на свою жизнь они не будут. (Слайд 11)

Причинами суицидов могут быть следующие: потери (разрыв романтических отношений, смерть любимого человека, потеря «лица», развод), давления (давления в школе, со стороны сверстников, родителей), низкая самооценка (физическая непривлекательность, одежа, физическое бессилие, не успешность в учёбе), недостаток в общении.

 Основные причины суицидов среди несовершеннолетних:

 первая – это проблемы в семьях несовершеннолетних: злоупотребление родителями спиртным, конфликты в семье и др.

вторая группа – это проблемы во взаимоотношениях подростков с противоположным полом.

третья группа причин – боязнь подростков привлечения к уголовной или иной ответственности.

четвертая группа – переживания подростков из-за смерти родителей или других близких родственников. (Слайд 12)

Есть такое выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения»? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля — ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а много тысяч. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.
Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач. (Слайд 13)

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток добивается, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.
И все же, если твой знакомый заговорил о самоубийстве, он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого прислушайся, о чем говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, исходя из того, что, если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле несладко. Значит, он решился на отчаянный шаг.
Даже если он просто «делает вид», хочет вызвать к себе сочувствие, оказаться в центре внимания, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Чего-то у него наверняка стряслось. И лучше всего — отнестись к его угрозам всерьез. (Слайд 14)

Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.

Психолог каждому участнику кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши. 

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона! 

 Но если вы видите, что  в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш ребёнок, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

Профилактики детских и подростковых суицидов важную роль играют родители (лица,  их замещающие). (слайд 15)

Взрослым необходимо быть сдержанными при выражении своих эмоций. Помогая детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждения и оценок.

В зависимости от характера проблемной ситуации взрослым необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат ошибки и заблуждения, в которых следует избегать в дальнейшем. Ни в коем случае нельзя делать – это играть на самолюбии подростка.

Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо немедленно принять меры для того, чтобы помочь ребёнку выйти из этого состояния. (Слайд 16)

Во-первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.

Во-вторых, заняться с ребёнком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, что бы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвёртых, обратиться за консультацией к специалисту – педагогу-психологу, психотерапевту. (Слайд 17)

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком. (слайд 18)

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка? (слайд 19)

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда! (слайд 20)

В прошлом году была  открыта Кризисная служба на базе Краевой психиатрической больницы им. Кандинского. Где есть телефон доверия, кабинеты психологической помощи, кризисный стационар. Поэтому эта помощь оказывается бесплатно, анонимно, телефон доверия работает в круглосуточном режиме. Если у кого-либо возникнут те или иные проблемы могут обратиться за консультацией к психологам, психотерапевтам. Не стоит бояться никакого учёта, потому что помощь оказывается в анонимном режиме. (слайд 21, 22, 23)

Упражнение «Путаница».

Инструкция: «Все встают в круг, закрывают глаза и протягивают вперёд   руки, затем сближаются в кругу и берутся за руки других игроков (чья рука попала, ту и берём). Затем открываем глаза и не разжимая рук распутываемся. (Могут получиться небольшие группы).

Вывод: В жизни иногда мы действуем в слепую, но надо помнить, что мы среди людей и они готовы прийти к нам на  помощь.

 «Свеча по кругу» Обратная связь.

Психолог: «Давайте вспомним, что сегодня делали и, что понравилось больше всего. Какие эмоции и чувства сейчас испытываете? С каким настроением пришли, и с каким уходите? Какие пожелания хотите высказать?

Прощание. Тренер: «Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем «До скорой встречи!».  

И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

            Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

Спасибо вам, за активное участие и благодарю за внимание! (слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"До свидания любимая школа! Уходим во взрослую жизнь" Сценарий выпускного вечера.

Цель:- создать торжественную обстановку, празничное настроение учащимся- воспитывать уважение к педагогам, родителям, работникам школы...

Сценарий Последнего звонка "Экспресс во взрослую жизнь"

Сценарий торжественной линейки посвященной Последнему звонку "Экспресс во взрослую жизнь". Содержит план линейки. Слова для первоклассников, выпускников, учащихся 10 класса, примерную речь классного р...

ПЯТНАДЦАТЬ ПРИЧИН ЧИТАТЬ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ, или как приучить маленького ребёнка любить книжки

Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать где угодно. Психологи считают: самый лучший способ приучить маленького ребенка любить книжки – это читать ему вслух. Читая вместе, взрослый и р...

«Взрослые подвиги маленьких воинов»

Праздник посвящен знакомству детей  с подвигами детей - героев  Великой Отечественной войны....

Анкета для родителей "Музыка в моей жизни и в жизни моего ребёнка"

В материале представлена анкета для родителей "Музыка в моей жизни и в жизни моего ребёнка"...

Взрослая мудрость Маленького принца

Урок-мастерская по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»...

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...