«Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС в средней и старшей школе».
статья на тему

            Совершенствование физического воспитания и здоровья детей в средней и старшей школе  приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства и младшей школы – наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребёнка, развитии его физических и личностных качеств, формировании основ физического, психологического, интеллектуального и социального здоровья. Но не стоит забывать о  значении физического воспитания в средней и старшей школе.      Одной из наиболее важных проблем современного  образования является переход на проектирование специального организованного здоровьесберегающего образовательного пространства , внутри которого при соблюдении оптимальных психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность детей –  обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Особую актуальность сегодня приобретает работа по привлечению детей и родителей к ведению здорового образа жизни. Именно над этим работает наш педагогический коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС в средней и старшей  школе».

Голуб Татьяна Владимировна учитель биологии и географии ГБОУ СОШ № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района г. Санкт-Петербурга. 

          Совершенствование физического воспитания и здоровья детей в средней и старшей школе  приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства и младшей школы – наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребёнка, развитии его физических и личностных качеств, формировании основ физического, психологического, интеллектуального и социального здоровья. Но не стоит забывать о  значении физического воспитания в средней и старшей школе.

        Всем известно, что в младшем   возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период.  Чем старше становится ребенок  тем связь с родителями теряется. И наша задача как можно дольше и сильнее эту связь сохранить. Необходимо эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Очевидно, что родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходимо целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

        Это сегодня является одним из требований ФГОС школьного образования. Все мы знаем, что стандарт направлен на решение многих задач, и одна из них - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        Одной из наиболее важных проблем современного  образования является переход на проектирование специального организованного здоровьесберегающего образовательного пространства , внутри которого при соблюдении оптимальных психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность детей –  обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Особую актуальность сегодня приобретает работа по привлечению детей и родителей к ведению здорового образа жизни. Именно над этим работает наш педагогический коллектив.

Традиционный подход в нашей работе предполагал, что главная функция педагога заключалась в непосредственной организации деятельности детей, передачи им в этой деятельности своего взрослого опыта. Сегодня личностно – ориентированная модель отводит педагогу иную роль, которая обеспечит самостоятельную деятельность и эффективное накопление ребёнком своего личного опыта. И немаловажную роль в этом играет именно работа с родителями. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива нашей школы. Основным принципом совместной работы с семьёй по воспитанию здорового ребёнка для нас является принцип здоровьесбережения, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми иродителями.

Основные направления работы: информационно-просветительская, консультативная, организационная, диагностическая.

Информационно-просветительская работа с родителями включает в себя проведение

•  цикла бесед и лекций («Физические упражнения в школе и дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей , вред наркотиков, курения .» и т. д.) ;

• цикла коллективных консультаций для родителей («Утренняя гимнастика», «Безобидные сладости» и т. д.) ;

• использование родительских уголков как средства информационного просвещения;

• оформление и использование наглядно – текстовой информации (буклеты, папки, стенды, памятки и т. д.) .

Консультативная работа с родителями предполагает

• проведение работы психолога с родителями по укреплению их психологического здоровья (консультации, АКС – анализ конкретных ситуаций, практикум) ;

• консультации и рекомендации учителей физкультуры, биологии, ОБЖ, классного руководителя и т.д..

Диагностическая работа включает в себя

• собеседование;

• интервьюирование;

• анкетирование.

Организационная работа –

• проведение общешкольных родительских собраний;

• работа родительских клубов;

• Дни открытых дверей;

• проведение семинаров – практикумов;

• проведение совместных мероприятий с целью вовлечения родителей в образовательный процесс

• проектная деятельность .

На освещении проектной деятельности в школе разрешите мне остановиться более подробно. Особенность взросло - детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме , игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательно – образовательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов  позволяет сделать проект более познавательным. Например, в 2015-16___году в нашей школе был реализован проект «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу». В этом проекте принимали участие классные руководители, учителя по физической культуре, музыкальный руководитель, родители, дети. С целью определения перспектив взаимодействия  образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, провели анкетирование. Остановимся на итогах.

Нас интересовало:

1. Как они оценивают здоровье ребенка?

2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?

3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

Анализ ответов показал, что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее.

Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Так, например, некоторые родители детей старшего  возраста оценивают здоровье своего ребенка как «хорошее», отмечают, что в прошедшем календарном году ребенок болел редко, но тут же указывают четыре и более случаев острых заболеваний, на основе чего фактически его можно отнести к группе часто болеющих.

Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «большая учебная  нагрузка ». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «недостаточное время нахождения на свежем воздухе», «много времени проведения за компьютером», «контакты с большим количеством людей», «вредные привычки в питании», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации правильного питания, закаливания, о вреде вредных привычек  и др.

Обращает на себя внимание, что родители указывают на изменения  здоровья ребенка при регулярных проведениях здоровьесберегающих мероприятий . Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.

Интересно то, что среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт. Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили:

• достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;

• здоровую гигиеническую среду;

• рациональное питание;

• соблюдение режима;

• закаливание;

• полноценный сон.

Однако, анализ анкет показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность школьника . Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка.

В ходе изучения нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У более половины опрошенных - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Нередко в этом случае мы сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Анализ анкет показал востребованность разнообразной информации родителями.

В ходе проекта были проведены мероприятия: анкетирование , «В какие игры вы играете дома», родительские собрания в нетрадиционной форме «Здоровый образ жизни», «Безопасность детей в наших руках», «Мы за здоровый образ жизни». Фото выставки «Спортивная семья», «Один дома». Кружок «Школа мяча» и его презентация соревнование «Пионербол». . Вечер загадок и отгадок «Огонь в загадках»,  «Ваза с фруктами», «Я здоровье сберегу - быть здоровым я хочу». Консультации: «О закаливании ребёнка – секрет успеха», «Не спина – а знак вопроса», «Формирование у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью», «Безопасное поведение ». Развлечения и праздники  «День защитника отечества», КВН с мамами, «Путешествие в страну здоровья», туристический поход с родителями «Фестиваль дворовых игр».

Ожидаемый результат:

- сформировано у школьников и их родителей основ здорового образа жизни;

- ответственного отношения к своему здоровью:

- дети получили практические знания по укреплению и сохранению своего здоровья;

- дети научились проводить  исследования, анализировать, делать выводы, для дальнейшего применения полученных знаний в повседневной жизни.

Возможные риски:

- недостаточность литературы

- недостаточное финансирование

Таким образом, работа с родителями включает в себя повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего воспитания детей, привлечения их и родителей к здоровому образу жизни; взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития и оздоровления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» в рамках ФГОС

1. Критерии оценивания письменных работ2.       2. Критерии оценки творческих письменных работ (письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)...

Полугодовая проверочная работа по географии в 5 классе в рамках ФГОС ОО

Работа составлена по прошедшим темам 5 класса в первом полугодии.Затронуты темы: география ,как наука; план и карта, история географических исспедований....

РАБОТА С ПАРАГРАФОМ (ПУНКТОМ) УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС

ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ 1.     Сосредоточься и удерживай внимание на читаемом.2.     Обрати внимание на заголовок, бегло просмотри ...

«Цветотерапия как технология развития и оздоровления детей в условия ФГОС ДО»

Для решения данной проблемы  внедряю в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, использую элементы цветотерапии...

"Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС

Праздники и развлечения являются одной из форм организацийМузыкальной  деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие...