Эффективное повторение материала
консультация по теме

Костяева Елена Вениаминовна

 

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка-школьника знающим и эрудированным человеком. Но знания мало приобретать, их надо уметь сохранять. Многие взрослые жалуются - и не без оснований - на недостатки сегодняшних учебников, нелогичность, разбросанность и усложненность учебного материала. В такой ситуации родители могут помочь своим детям, если воспользуются несколькими эффективными приемами повторения материала и организуют правильную  работу в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnoe_povtorenie_materiala.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное повторение материала

        Запоминание - это комплексный процесс, основанный на взаимодействии внимания, мышления, воображения и восприятия. Повторение и обобщение  материала позволяет связать то, что заучивается сейчас с ранее приобретенными знаниями. Наша цель – построение системы знаний и долговременное удержание ее в памяти.

Может показаться, что повторения отнимают много времени. На самом деле они сберегают время. Чтобы ваш ребенок ничего не забыл, повторение может свестись к простому прочтению и проходить очень быстро. Метод скоростного повторения требует меньше времени, чем чтение материала через 3 или 6 месяцев после первого изучения. Материал может быть разным – таблицы правил, список формул, набор иностранных слов, хронология дат, стихи и т.д.

Можно применить следующий ритм повторения:

- 1-е повторение, в тот же вечер;

- 2-е повторение, через 2-3 дня;

- 3-е повторение, через неделю;

- 4-е повторение, через 3-5 недель;

- 5-е повторение, через 4-6 месяцев.

Не существует оптимального ритма повторений для всех. Необходимо определять свой собственный ритм.

Общее правило для нахождения своего ритма: делать повторение достаточно часто, с тем, чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы попусту не тратить энергию. Идеальный момент для повторения - когда ребенок начинает забывать хотя бы часть материала.

        Реальная помощь взрослого при повторении материала (а мы поняли, что повторение НЕОБХОДИМО), заключается в правильном отборе   материала, его группировке. Если вы хотите помочь своему ребенку крепче запомнить усвоенное, будьте готовы пожертвовать для этого частью своего свободного времени.

        Вначале маме или папе нужно самостоятельно проанализировать учебник и самому найти в нем главные мысли – выводы по параграфам (история, география), правила (русский, английский), законы и формулы (физика, математика). Взрослый быстрее сможет систематизировать содержание,  и найти в нем ключевые идеи и факты. Далее Вам нужно избрать форму повторения – это может быть вопрос-ответ (дата-событие, слово-перевод), словарный диктант, чтение (про себя или вслух, по очереди, с намеренными ошибками), использование карточек и т.д.

          Нельзя допускать скуки и однообразия, и конечно, исключить слезы и угрозы. Лучше превратить повторение в увлекательную игру или соревнование. Кстати, дети любят отвечать «на время», то есть прочитать формулировки или перечислить категории за 10 секунд (за 20, 30 и т.д.) Можно ограничить их во времени, когда они самостоятельно повторяют материал: « Я проверю тебя через 10 минут ». Хорошим приемом является также смена ролей – сделайте ребенка проверяющим, а сами встаньте на позицию ученика, пусть вам поставят оценку за знания – это будет сделано на большом эмоциональном подъеме. Если у вас есть фантазия и желание , сделайте вместе с ребенком или самостоятельно игры-ходилки с кубиками и фишками. Пусть игроки двигаются по полю от «Старта» к «Финишу» и вспоминают падежи, склонения, парные согласные и многое другое. При этом они обгоняют друг друга, пропускают ход, или продвигаются сразу на несколько ходов вперед. Соревнование – прекрасный эмоциональный «допинг» в деле закрепления и повторения изученного материала.

        Помните, что все «педагогические трюки» хороши, если они делают обучение легким и приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме"Повторение материала для 5 класса".

В начале учебного года после изучения курса "Введение в историю"...

Система контрольных тестов как средство эффективного повторения курса алгебры основной школы.

Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт. Главной дидактической целью уроков повторения курса ал...

Памятки для учащихся для эффективного усвоения материала по истории

Описание наиболле эффективных приемов запоминания учебного материала...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Материал к ОГЭ (Презентация "Повторение материала")

Здесь содержатся задания на повторение и подготовку к экзамену...

Использование информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности усвоения материала на уроке физики

В современных образовательных учреждениях все большую актуальность приобретает использование мультимедийных технологий. Компьютеризация образования является одним из приоритетных направлений его разви...