Роль матери в жизни ребёнка. Как стать для приёмного ребёнка родным.
методическая разработка на тему

Злобина Зинаида Васильевна

 

Заседание  клуба замещающих родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_materi_v_zhizni_rebyonka.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное (областное) бюджетное учреждение

Центр развития форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства

«СемьЯ»

Доклад на тему:

 

               

Заседание  клуба замещающих родителей

Воловского муниципального района

10.03.2016г.                                    

                                                                                       Докладчик:

Социальный педагог

 Г(О)БУ Центра «СемьЯ» -

                       Злобина З.В.  

                                                                

               Содержание:

1.Роль матери в жизни ребёнка:

а) что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды.

2. Как стать для приёмного ребёнка родным:

а) найдите в ребенке положительные стороны;

б) найдите причину вашего раздражения;

в) как завоевать доверие приемных детей.

3. Тест «Что я могу (в праве)» ( для родителей).

  1. Роль матери в жизни ребёнка.

Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни.
Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между младенцем и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку:

- чувство защищенности;
- безопасность;
- убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
- говорит о его важности и желанности в жизни;
- дает прочное ощущение надежности;
- питает не только физической, но и душевной пищей;
- дарит способность доверять людям, миру, себе;
- вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
- устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;
- помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми;

Все это необходимо каждому ребенку для здорового развития.

Также, все перечисленное, является важными компоненты счастливой жизни, которые может дать только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно, спокойно. Такой матери присущи в огромном количестве - забота, ласка, внимательность, чуткость. Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями.

а) Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание.

Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

  1. Как стать для приёмного ребёнка родным.

Профессия приемной мамы, приемного родителя настолько же почётна, как профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду и работника детского дома, интерната для детей-сирот. Эти профессии проникнуты искренним чадолюбием, уважением к ребенку, неподдельной семейственностью. Вспомните, дорогие родители, как часто мы, воспитывая и растя детей, менялись по авторитетности с первой учительницей, учителем-предметником своего ребенка… Называя школу «вторым домом» для детей мы, родители, подчеркиваем вклад тружеников-педагогов в общее дело воспитания.

Замечательно, что в нашей стране нашлись и находятся люди, желающие на профессиональной основе помочь сироте, приняв его на воспитание в свою семью. Каждый день, прожитый ребенком в семье – огромное благо для ребенка. Ведь только в семье ребенок научается азбуке жизни, законам семьи как оптимального и естественного способа человеческого жития. Воспитание в семье дает возможность ребенку знать, что необходимо трудиться; деньги нужно зарабатывать, а не выклянчивать, манкируя своим ущербно-сиротским статусом; булки не растут на хлебном дереве, а вода в чайнике, сколько ее не кипяти, сладкой и коричневой не станет, в чай не превратится. Как ухаживать за собой, быть внимательным к окружающим (ведь права есть не только у сироты, но и у других людей!), как жить в гармонии с миром – всей этой наукой делится приемная семья с ребенком, оставшимся без попечения биологических родителей. Убеждены, что дети, воспитывающиеся в приемной семье сегодня окружены заботой, семейным вниманием и теплом. Итак, приёмное родительство – прекрасная возможность для воспитанника интернатного учреждения напитаться позитивным семейным опытом, живя в благополучной замещающей семье.

Перед приемной семьей, наряду с иными, стоят две гиперзадачи:

1. Обеспечить приемного ребенка надлежащим воспитанием, т.е. создать условия для жизни и развития ребенка в семье и защитить его права. Попросту говоря – накормить, одеть, обстирать, вместе с ребенком – учиться (готовить уроки, представлять в школе интересы ребенка); стать законным представителем ребенка в решении всех его личных дел (управление жильем, имуществом, вкладами и т.д.), в целом – подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни;

2. Сохранить, укрепить, развить связи ребенка с биологической семьей и биологическими родственниками, добиться – в идеале – возвращения ребенка в родную семью.

Все приёмные дети хотят видеть в вас если не маму, то хотя бы взрослого, который уважает и принимает их. И вы сами должны принять эту ситуацию как данность, как неизбежность. Только вы сможете создать в семье правильный микроклимат, который в первую очередь зависит от отношений с детьми.

Если у вас уже есть родные дети, то, конечно, вам предстоит научиться любить всех детей одинаково. Это не просто, учитывая, что чужие дети могут раздражать вас просто фактом своего присутствия. Но постарайтесь соблюсти баланс в отношении всех детей так, чтобы родные не видели конкуренции, а другие не чувствовали себя чужими. Не выделяйте одних детей перед другими, не перехваливайте, но и не держите в ежовых рукавицах. Помогите детям выстроить равные партнерские отношения между собой. В их конфликтах не ищите правых и виноватых, так вы только усугубите ситуацию.

Постарайтесь проводить с детьми больше времени вместе. Для ребенка новая семья огромный стресс. Проявите чуткость, не лезьте к ребенку с ненужными расспросами – он вам пока не доверяет. Но делайте все, чтобы это доверие заслужить. Искренне интересуйтесь делами и увлечениями ребенка, поощряйте их, найдите общие интересы. Так вы сможете лучше понять внутренний мир этого ребенка, и у вас будет повод гордиться или радоваться за него. А это уже небольшая ступенька к новому чувству.

а) Найдите в ребенке положительные стороны.

Беседа:

 Какие положительные черты  у вашего ребёнка? ( ответы родителей)

Социальный педагог:

Может, ребёнок  отлично учится и радует вас хорошими оценками. Или как никто помогает вам по дому. Ведь ребенок в свою очередь тоже хочет заслужить ваше хорошее отношение. Дети помладше стараются вас порадовать, подростки, наоборот, выражают это протестами. С ними надо быть максимально корректными и в тоже время дать понять, что такое поведение в семье недопустимо. Ошибкой многих родителей становится запугивание подростка, что его лишат чего-нибудь нужного или, что еще хуже, вернут в прежнюю семью или приют. Вы должны завоевать авторитет ребенка тем, что не боитесь сложных задач.

Вас никто не заставляет проявлять открытые чувства. Не у всех взрослых хорошо получается выражать любовь и к родным детям. Не нужно через силу заставлять себя, дети прекрасно чувствуют фальшь. Для начала вам предстоит справляться с обидами и раздражением, которые могут вызывать дети. И если вы научитесь подавлять негативные эмоции, не искать поводов для придирок и скандалов со временем вы сможете назвать этого ребенка родным.

б) Найдите причину вашего раздражения.

Беседа:

Что именно вам не нравится в поведении ребенка? (ответы родителей)

Какие поступки вас раздражают? (ответы родителей)

Социальный педагог:

Поняв это, вы можете поговорить с ребенком и мягко высказать свои пожелания. Допустим, вам не нравится, что ребенок много времени проводит за компьютером, вместо выполнения домашних заданий. Четко обозначьте время, когда он может играть и следите за этим. Не позволяете никаких послаблений, даже если это может привести к конфликту. Ваша задача показать, что в семье есть авторитет (старшее поколение), с мнением которого надо считаться. Чем раньше ребенок примет правила поведения в вашей семье, тем быстрее пройдет его адаптация.

Именно в период адаптации случаются самые сложные конфликты между новыми родителями и детьми. Ваша задача помочь ребенку влиться в новую семью, познакомиться с ее традициями и порядками. Все члены семьи должны быть дружелюбны к ребенку, готовы ему помочь в решении любых вопросов. Ребенок же напротив, может вести себя вызывающе, провоцируя вас на скандалы и наказания (особенно, если это было нормой в предыдущей семье). Так он прощупывает ту грань, до которой вы можете принимать его любым и после которой с вами уже лучше не шутить.

Не выдвигайте ребенку преждевременные требования. Помимо адаптации учитывайте и психологические особенности ребенка. Если это ребенок из детского дома, его может отличать повышенная скрытность, единоличность, замкнутость. Вы можете столкнуться с проблемами бытового плана. Но в то же время такие дети более дисциплинированы и хорошо общаются с другими детьми. Вам придется столкнуться с проблемами в учебе, возможно, некоторым асоциальным поведением. Но к этому вам надо быть готовым и понимать, что такие проблемы — неотъемлемая часть адаптации ребенка в новых условиях.

Если ребенок маленький, неприятие его может возникнуть даже от, казалось бы, такой мелочи, как запах. Если у вас есть свои дети, вы чувствуете их на уровне инстинкта. Чужого ребенка надо научиться любить. Именно научиться. Научиться бороться с брезгливостью и раздражением. Многие взрослые пытаются заменить любовь жалостью, которая сама по себе уже разрушительна. Ведь любовь к ребенку включает в себя и воспитание, и заботу о его безопасности и здоровье, и некоторые ограничения. Жалость же не дает вам увидеть полноценную картину того, что ребенку действительно нужно, а в чем его надо строго ограничить.


в) Как завоевать доверие приемных детей.

Беседа:

Как завоевать доверие детей? (ответы родителей)

Социальный педагог:

Если возраст ребенка от трех-четырех лет, прежде всего, дайте ему время, чтобы адаптироваться в вашем доме, в вашей семье. Длительность этого периода зависит от развития ребенка, от его возраста и мировосприятия. Малышу придется привыкать к новому распорядку дня, к тому, что рядом с ним постоянно есть мама, что нужно прислушиваться к ее мнению. Помогайте ребенку, разъясните, что ему на данном этапе можно, а что нежелательно, покажите его комнату, игрушки, шкафчик для вещей. Дайте ему время освоиться в этом пространстве и привыкнуть к нему.

Не требуйте от ребенка слишком многого сразу же, как только вы его приняли в семью. Особенно если вы его взяли не в младенческом возрасте. Каждый человек обладает своими особенными чертами, способностями, поэтому если вы прекрасно поете и с легкостью вытягиваете опереточные арии, не нужно требовать этого и от ребенка. Позвольте ему самому выбрать занятие по душе.

Сдерживайте свои эмоции, если ребенок сделал что-то не так, как вы хотели, недостаточно быстро или качественно. Лучше спокойным голосом объясните ему, почему необходимо было выполнить задание, как можно его было сделать быстрее и лучше. Помогите малышу и выскажите надежду, что в будущем он прислушается к вашим словам.

Если вы начали замечать, что на каком-то этапе ребенок начал замыкаться в себе, перестал с вами общаться, попытайтесь проанализировать эту ситуацию, вспомните предшествовавшие ей случаи. Возможно, несколько дней вы с ним ссорились и спорили, может быть, у него проблемы в садике или школе. В разговоре с ребенком используйте мягкие интонации, скажите ему, как вы его любите и как вам важно, чтобы он улыбался и был в хорошем настроении. Если вы хранили тайну усыновления, подумайте, мог ли ребенок случайно узнать об этом, подберите самые мягкие и добрые слова, чтобы объясниться с ним.

В переходном возрасте приемный ребенок испытывает те же трудности, что и все остальные дети. Правда, если он знает, что усыновлен, этот период может протекать острее: приемные дети начинают испытывать чувство ненужности родителям, отчуждения, одиночества, убегают во дворы и ищут утешения у друзей. Наиболее внимательно отнеситесь к ребенку в этот период, и если у вас закрались подозрения в его связи с дурной компанией, в появлении вредных привычек, ни в коем случае не кричите на него, не выдвигайте требований и ультиматумов и тем более не применяйте силу. Попробуйте вместе с ребенком преодолеть все трудности, поговорить с ним и услышать его, и тогда он, возможно, раскроется перед вами, расскажет, что его волнует и беспокоит, познакомит с друзьями.

Главное, будьте ему другом, опорой, поддержкой, любите его таким, какой он есть, ведь вы же для этого его и взяли из приюта – чтобы любить и оберегать. Относитесь терпимее к характеру ребенка и привычкам, желаниям и требованиям, будьте рядом во время неудач и радуйтесь успехам. И тогда приемный малыш обязательно ответит вам взаимностью, будет вам во всем помогать, но самое главное – доверят

3. Тест  «Что  я  могу (в праве)». (Приложение имеется).

Заполните, пожалуйста, таблицу, отметив галочкой те графы, которые подходят именно Вам.

ТЕСТ  «ЧТО Я МОГУ (В ПРАВЕ)»

Заполните таблицу, отметив галочкой те графы, которые подходят именно Вам.

Ф.И.О. замещающего родителя ________________________________________________

Действие родителя

Я могу / вправе

Я не могу

Я не знаю

Справляться с гневом

Отшлепать

Долго не разговаривать

Кричать

Ругаться

Взять тайм-аут

Рассказывать сказки

Играть

Слушать

Гулять по улице

Хранить тайны

Сопереживать

Ставить себя на место другого

Понимать другого

Делать уроки

Ждать

Меняться

Шантажировать

Обижать словами

Строить отношения

Уметь решать проблемы поведения

Объяснить, почему физическое наказание не является эффективным методом

Считать себя образованным в вопросах воспитания

 

Читать вслух

                                Методическая литература               

1. Методическая статья Г.С. Красницкой.

2. Методические статьи Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.

                             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание для родителей "Роль компьютера в жизни ребёнка"

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей....

собрание для родителей "Роль компьютера в жизни ребёнка"

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей....

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношени...

Роль общения в жизни ребёнка

Сценарий родительского собрания в 8 классе...

"Роль семьи в жизни ребёнка"

Общешкольное родительское собрание...

Место и роль игр в жизни ребёнка

Консультация для родителей "Место и роль игр в жизни ребёнка"...

Роль матери в жизни ребёнка или Что делает детей счастливыми.

Дети счастливы, когда их счастливые родители смотрят на них. Не один, а оба родителя. Когда оба родителя глядя на ребёнка счастливы? когда они уважают, любят и с радостью принимают в ребёнке то. Что е...