родительское собрание "Помоги себе сам"
методическая разработка на тему

Бондарева Елена Анатольевна

Родительское собрание «Помоги себе сам!»

 

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и успешной социализации школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Помоги себе сам!»

 

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и успешной социализации школьников.

Ход мероприятия

1. Приветствие и психологический настрой.

Сегодня у нас пройдёт необычное собрание, где будут рассмотрены как теоретические вопросы, так и выполнена практическая часть. Надеюсь, что наш разговор будет всем полезен и интересен. Ведь дети приносят вам только радость и любовь. И пусть после собрания у вас появится желание не только помочь своим детям, но и сделать это.

Дорогие родители, всё в ваших руках!

Сегодня на собрании будут звучать притчи, так как именно в них заложена народная мудрость и добрые пожелания.

Итак, притча «Все в твоих руках». Один человек решил испытать Мудреца, насколько тот мудр. Он поймал бабочку, зажал ее в кулак и подумал, что подойдет к Мудрецу и спросит у него, что в руке, «живое» или «мертвое»? И если Мудрец ответит «живое», тогда человек легким нажатием руки умертвит бабочку, а если Мудрец ответит «мертвое», тогда человек раскроет ладонь и выпустит бабочку. Так он решил. Подошел к Мудрецу и спросил у него, что в руке: «живое» или «мертвое»? На что мудрец, подумав, ответил: «Добрый человек, все в твоих руках».

Все в ваших руках, дорогие мамы и папы!

2. Вступительная беседа.

Тема собрания звучит так: «Помоги себе сам!». Китайский мудрец Лао Цзы говорил о том, что мир, окружающий нас, не только не зависти от нас, но и создаётся из нашего представления о нём. Если мы ожидаем хорошего от мира, то получим именно хорошее, это закон Вселенной, поэтому слова «Помоги себе сам!» очень актуальны.

Начался новый век, новое тысячелетие. Оно включает в себя в первую очередь современное мышление, современные технологии и инновации. Инновации и нововведения коснулись и наших детей – младших и средних классов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования, которые начальная и средняя школа должна сформировать у ученика. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и применять её на практике в окружающей жизни. Это и есть результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Поэтому и появилась потребность в деятельностном методе обучения и воспитания.

Сегодня, мы попробуем рассмотреть несколько ситуаций, а также будем использовать притчи, в которых очень наглядно приведены примеры деятельностного подхода в воспитании ребёнка.

3. Притча «Отец и сын»

Однажды старый отец подозвал к себе сына и сказал ему: «Сынок, я уже старый и немощный, а ты молодой и сильный. Я хочу, чтобы ты с этого дня стал трудиться и зарабатывать деньги, и чтобы когда меня не станет, наше состояние преумножилось, и чтобы ты и твои дети жили в достатке». Мать, подслушав разговор, не пускает сына. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем гнуть спину, деньги у нас есть, зайдешь вечером к отцу и отдашь ему этот рубль». Сын так и сделал. Вечером он зашел к отцу и отдал ему рубль. Отец повертел в руках рубль, посмотрел на него, на сына и бросил его в огонь со словами: «Ты эти деньги не заработал!». Сын пожал плечами и ушел. На следующее утро отец снова зовет к себе сына  и снова просит его пойти учиться зарабатывать деньги. Мать, опять подслушав разговор, не пускает сына на работу. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем куда – то идти, вот тебе рубль, только вечером, прежде чем зайти к отцу, намочи рубаху, будто ты работал и вспотел». Сын так и сделал. Вечером он намочил рубаху и мокрый, как будто вспотевший, зашел в комнату к отцу и отдал ему рубль. Отец снова посмотрел на этот рубль, повертел в руках, бросил в огонь со словами: «Ты  это рубль не заработал»! Сын только пожал плечами и ушел. На третий день ситуация снова повторяется. Отец зовет сына и обращается к нему со словами: « Ты должен сам научиться трудиться и зарабатывать деньги»! Тогда сын, не послушав мать, пошел работать. Кому – то он помог наносить воды из речки и ему за это дали двадцать копеек, кому – то он наколол дров и ему за  работу дали пятьдесят копеек, кому то он прополол грядки и ему за работу дали тридцать копеек. Таким образом, за весь день он заработал свой рубль. Вечером уставший, но довольный сын пришел к отцу и высыпал ему в руку заработанные деньги. Отец подержал их в руке, посмотрел на них, на сына и бросил в огонь. Тогда сын с криком бросился к огню. Голыми руками из горящих углей он доставал свои заработанные деньги. Он плакал и причитал: «Я весь день ходил от двора ко двору, от одной деревни к другой, я знаю каждую копеечку, где и за что мне дали, а ты бросил их в огонь»! На что отец ответил: Вот теперь, сынок, я тебе верю и знаю, что ты можешь трудиться, зарабатывать деньги и преумножишь нажитое мною добро».

Вот таким образом отец вовлекал сына в деятельность, точно так же деятельностные способности  детей формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают знания, а включены в самостоятельную деятельность. И основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное достижение и открытие.

4. Практическое задание.

А теперь давайте посмотрим, насколько мы – родители  - знаем своих детей.

А анкета такого содержания:

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне будете отвечать. Что ответили ваши дети - мы увидим на экране.

1.      Вашему ребёнку бывает радостно, когда ……………….

2.      Ваш ребёнок очень грустит, когда ………………………

3.      Ваш ребёнок гордится, когда ……………………………

4.      Вашему ребёнку бывает стыдно, когда………………………..

5.      Ваш ребёнок сердится, когда ……….....................................

6.      Ваш ребёнок бывает удивлён, когда ………………………….

Ответы детей на экране:

  1. играю с другом, играю в компьютер, получить хорошую оценку, наступили каникулы, сбываются мечты, я в школе или с другом.
  2. остался один, оскорбляют, получил плохую оценку, кричат на меня, унижают,  наступает четверг или понедельник, мне одиноко, вспомнил прошлое, не могу решить проблему, нечего делать…
  3. получил награду, победил в конкурсе, всё получилось, получил хорошую оценку, знаю ответ, вызывают к доске….
  4. ругали брата, а он не виноват, признаюсь, что нет домашнего задания, не оправдал ожидания, что-то натворю, кричат на меня, не делал домашнего задания….
  5. зависает компьютер, надоедают, говорят плохие слова, обзывают, раздражают, зло на себя, сравнивают с другими, обижают….
  6. не надо делать домашнее задание, сюрприз, узнал что-то новое, участвую где-то, вижу удивительное, необычное….

----- Ведущий комментирует ответы родителей …

Вывод: степень совпадения ответов говорит о том, насколько хорошо родители знают своих детей. Такое упражнение очень действенно. Родители получают возможность сравнить свои ответы и ответы детей, таким образом, лучше понять ребёнка и вовремя прийти ему на помощь.

5. Ситуации для обсуждения «Проблемное поведение»

- Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребёнка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.

Каждой подгруппе предлагаем ситуацию для обсуждения Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребёнка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — "это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся"

- Как вы поступите в такой ситуации?

 

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: "Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?"

- Ваше решение в подобной ситуации?'

 

Ситуация 3

Ваш ребёнок украл у одноклассника сотовый телефон.

- Возможные причины и ваши действия?

 

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: "Значит, пойду работать".

- Есть ли другое мнение?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

- Как поступить в подобном конфликте?

 

- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте - взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

 

6. Рефлексия.

Уважаемые родители, что можете вы сказать по поводу увиденного и услышанного? Подведём итог нашего разговора…

- Что сможете применить на практике в воспитании своего ребёнка? (обсуждение по группам).

на листочках записаны выражения – выберите то, которое на ваш взгляд поможет вам!

- мудрые решения;

- терпение;

- любовь и понимание;

- слушать и слышать своего ребёнка;

- вовремя помочь и подсказать;

- использовать притчи;

- применять деятельностный подход в воспитании;

 

7. Заключение.

Дорогие мамы и папы, быть родителем – значит пройти великую школу терпения и мудрости. Надеюсь, что наш разговор был для вас полезен и интересен. Желаю вам радости, понимания, признания и любви со своими детьми. Закончить родительское собрание хочется словами Адама Дж.Джексона: «Всего, что ум человека может постичь и во что может поверить, можно достичь». Буклет с правилами благополучного родителя  вы можете взять себе. Спасибо за участие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."

Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...

Классное родительское собрание "Кто вино любит, тот сам себя погубит"

Родительское собрание посвящено влиянию алкоголя на здоровье человека. Алкоголизм захватывает в свои сети все больше людей. Трудно сказать, сколько человек подвержено этой вредной привычке. Многие не ...

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агресивности"

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...