ПОДРОСТКИ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА И ПСИХОПАТИЯМИ
консультация на тему

Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка — психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему психопатическому типу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkkki_s_akktsentuatsiey_haraktera.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДРОСТКИ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА И ПСИХОПАТИЯМИ

Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка — психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему психопатическому типу. Не случайно клиницисты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т. е. психопатическое развитие личности на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подросткового возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода — психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А. Е., 1985). Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, поскольку неосторожно употребленное психиатрическое название акцентуации может быть понято превратно и на подростка будет навешено клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить, или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

Акцентуации с неявными проявлениями в отличие от явных следует считать обычными вариантами нормы. В подростковом возрасте многие акцентуации характера выражены явно, но по мере взросления приобретают скрытую форму. Диагностика акцентуаций характера осуществляется при помощи патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А.Е. Личко. С типами акцентуаций характера и чертами, присущими им, можно познакомиться в курсе патопсихологии, а также в литературе по психиатрии (Личко А. Е., 1985). При работе с акцентуированными подростками, у которых отмечены явления дезадаптации, важнейшей задачей для детского практического психолога является распознавание психогенных факторов, которые направлены на «место наименьшего сопротивления» и помощь в преодолении патогенного влияния.

Как сильнейший психогенный фактор клиницисты рассматривают неправильное семейное воспитание по определенному типу. В таблице приводится соотношение между типами акцентуаций характера и типами неправильного воспитания, которые могут привести к формированию психопатии.

Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания

Акцентуация     (тип)

Тип неправильного воспитания

Гипертимный

Гипопротекция,

доминирующая гиперпротекция

Циклоидный

Унижение близкими

Лабильный

Гиперпротекция,

эмоциональное отвержение

Астеноневротический

Доминирующая гиперпротекция

Сенситивный

То же

Психастенический

Повышенная ответственность,

доминирующая гиперпротекция

Шизоидный

Жестокие взаимоотношения

Эпилептоидный

Жестокие взаимоотношения

Истероидный

Потворствующая гиперпротекция

(«кумир семьи»)

Неустойчивый

Гипопротекция

Конформный

То же

Главной причиной неправильного воспитания являются различные типы негармоничных семей. Семья как источник психической травматизации изучена специалистами по семейной психотерапии, выделены различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить полностью, психотравмирующие обстоятельства. Для этого можно использовать техники семейного консультирования и семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В,, 1990), например разыгрывание сценок из семейной жизни с обменом ролями между детьми и родителями.

Другим активным методом психопрофилактики при акцентуациях характера является предложенное Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким обучение подростков распознаванию ситуаций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», анализу этих ситуаций и расширение диапазона способов поведения подростка в таких случаях (Рабочая книга школьного психолога, 1995). В этом обучении активно используются приемы ролевой игры, где психотерапевт берет на себя роль «провокатора», т. е. играет роль взрослого или сверстника, подталкивающего к совершению поступка, чреватого негативными последствиями (например, настойчиво предлагающего выпить подростку, склонному к алкоголизации).

В отличие от акцентуаций характера психопатии относятся к пограничным вариантам аномалий личности. Все психопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои «прообразы» в виде акцентуаций характера. Однако между последними и психопатиями имеются качественные различия. Видные психиатры П. Б. Ганнушкин и О. В. Кер-биков определяли психопатии как тотальные (распространяющиеся на всю систему отношений индивида) и стабильные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида. Этим критерием, помимо данных психодиагностики, можно пользоваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопатией или его проблемы не выходят за рамки того, что можно наблюдать при акцентуации характера.

О стабильности дезадаптации при психопатии применительно к подросткам говорить пока что проблематично. Тем не менее, в литературе по психиатрии отмечается, что акцентуированность по соответствующему типу у подростков, страдающих психопатиями, прослеживается с детства. При акцентуациях характера более типично, что специфические черты в детстве мало заметны или не прослеживаются вовсе, а в подростковом возрасте акцентуация характера переходит из скрытой формы в явную. Зато тотальность нарушения при психопатии более очевидна, поскольку социальная дезадаптация прослеживается во всех сферах жизни подростка (при акцентуациях характера, как мы уже отметили, она проявляется, лишь там, где психотравмирующие факторы воздействуют на «место наименьшего сопротивления»).

Психолог, работающий в детском учреждении, не должен (да и не имеет права) ставить диагнозы типа «психопатия», а тем более разглашать такие выводы. Однако, если, по его наблюдениям, подросток страдает психопатией, следует в тактичной форме порекомендовать родителям обратиться на консультацию к детскому психиатру. Для помощи таким подросткам требуется работа с семьей (диагностика внутрисемейных отношений, типов воспитания, семейное консультирование) для того, чтобы помочь родителям сделать семью более гармоничной. Члены семьи могут не знать или не понимать, что происходит, не представлять себе адекватно особенности личности своего сына или дочери. Избегая специальной терминологии, психолог должен рассказать об особенностях подростка, о том, какие аспекты семейной ситуации создают риск формирования личностной аномалии, и помочь родителям изменить ситуацию жизни ребенка в семье — перестроить стиль взаимоотношений с ним, научиться избегать моментов, которые могут оказать пагубное влияние. В литературе по подростковой психиатрии отмечается, что гармоничная семья является фактором, способствующим успешной компенсации психопатических расстройств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акцентуация характера у подростков

Одной изособенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются ...

Акцентуации характера у подростков

В предлагаемом материале описание акцентуаций характера, их сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации и рекомендации для педагогов по работе с акцентуантами.Акцентуация характера – это крайние ва...

Консультация "Акцентуация характера у подростков".

Рассматриваются типы и характерологические особенности характера;проводится с целью профилактики и предупреждения ПАВ, правонарушений у подростков....

исследованиеСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ...

ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.

ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ....

Акцентуации характера у подростков

Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. Большинство акцентуаций характера офомляется к подростковому возрасту и нередко наи...