Как правильно хвалить ребенка
консультация на тему

Шляхова Елена Васильевна

Рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pravilno_hvalit_rebenka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методы воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

 Как правильно хвалить ребенка?

Форма проведения:  «круглый стол»

Этап работы: формирующий

Организационная форма: групповая

Специалист: дефектолог, психолог

Материал подготовлен учителем – дефектологом МДОУ №50 Шляховой  Е.В.

        Методы воспитания детей с особыми образовательными потребностями: метод приучения, метод убеждения, методы стимулирования.

       В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим является метод приучения – систематическое  упражнение в правильных поступках, действиях. Эти упражнения будут являться основой формирования навыков поведения, а навык ляжет в основу формирования привычки.

      В сочетании с приучением используется метод убеждения, но он не выходит за рамки фактического обоснования, целесообразности выполнения тех или иных требований. Убеждение словами занимает по времени не более 10 секунд. Убеждение обязательно подкрепляется положительным примером.

      К стимулирующим методам относятся метод поощрения и метод порицания. Поощрение может быть вербальным и невербальным. Невербальное поощрение – это угощение сладостями, различные развлечения и др. Вербальное поощрение – это похвала и благодарность. В рамках этого «круглого стола» мы рассмотрим похвалу: как правильно хвалить ребенка?

      Отношение к похвале у родителей и педагогов неоднозначное. Мнения высказываются самые разные. Так все-таки как хвалить детей и нужно ли это делать? Многие родители как-то очень скупо и неохотно хвалят своих детей. Им гораздо легче сделать замечание, одернуть, даже поругать. Конечно, при этом  родители желают ребенку добра, но многие дети в результате такой «педагогики» начинают думать, что мама с папой их не любят. А от этого озлобляются, вредничают, впадают в уныние.

      Существуют два прямо-таки противоположные точки зрения на похвалу: либеральные родители хвалят детей даже тогда, когда логичнее было бы и полезнее наказать. Родители, придерживающиеся традиционного воспитания, боятся хвалить ребенка даже за дело.

     Оценка взрослых является тем самым  строительным материалом, из которого в представлении ребенка постепенно складывается его собственный образ «Я».  Откуда ему знать, какой он на самом деле? Никаких особых свершений объективных доказательств его состоятельности у него нет. Способность к самоанализу пока не развита, возможно, она  и не будет развита в достаточной степени на протяжении долгих лет, а возможно, и всей жизни. Поэтому основные «кирпичики», из которых строится детский образ «Я»,  - это слова. Если ребенок постоянно слышит, что он то делает не так и это не этак, он начинает считать себя неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. Одни дети, как улитка, прячутся  в свою раковину, у них развивается повышенная застенчивость. Другие бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают. Родителям это тоже не нравится. Вскоре создается замкнутый круг. Ребенок ведет себя настолько плохо, что хвалить его реально не за что.

    Хвалит – значит любит. Проанализируйте это изречение по отношению к себе. Вряд ли вы сочтете проявлением любви, когда указывают на ваши промахи  и недостатки да еще человек главный в вашей жизни, да еще тот от кого вы полностью зависите. А ведь дети эмоционально зависят от нас гораздо более, чем мы от кого бы то ни было. Ребенок может не понимать обращенных к нему слов, но прекрасно «ловит» эмоцию, настроение матери, информацию, которую слово несет (подробнее о воздействии слова в одном из очередных «круглых столов»). Мать и ребенка с особыми образовательными потребностями практически на протяжении всего периода жизни связывает невидимая психологическая пуповина. И, если ребенку кажется, что его не любят, он получает тяжелейшую психологическую травму, на которую может отреагировать различными болезнями, задержкой развития, возникновением патологических привычек. Тоже происходит, если родители не принимают ребенка таким, какой  он есть, с его актуальным уровнем развития. Родители постоянно различными способами требуют от ребенка доказательств того, что он может быть другим, не таким, какой он есть. При этом основное внимание направленно на  интеллектуальные способности детей, а их душевные и духовные качества, их чистота, невинность, доброта, открытость, любовь, искренность ставятся на последнее место, а то и вовсе не берется в расчет. В итоге ребенок в силу независящих от него причин не может состояться как интеллектуально развитая личность, также он не может состояться и как духовно развитая личность, т.к. все душевно-духовные качества в нем не только не воспитываются, а игнорируются, либо не ценятся. И  ребенок их не может ценить, т.к. оценить их он может только с помощью взрослого. А порой эти качества просто в нем истребляются раздражительностью, гневливостью, непринятием его таким, какой он есть. В итоге мы получаем человека не только имеющего особые образовательные потребности, но и не имеющего положительных душевно-духовных качеств личности, т.е. личность дисгармоничную.

        Что же делать?

        Наверное, необходимо быть более внимательным к воспитанию ребенка. И на первое место надо  поставить задачу духовно-нравственного воспитания ребенка, его духовного развития и создания у него положительного образа своего «Я». Поэтому:

     1.Дошкольников, а  особенно детей с особыми образовательными потребностями, совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Похвала является ориентиром, системой координат для ребенка. Ребенок теряется в море житейском,  далеко еще не полностью освоив правила и нормы поведения взрослого мира. Нам необходимо привить ребенку определенные ценности, и мы своей похвалой даем ему определенные ориентиры. К сожалению, многие родители не понимают воспитательного значения похвалы  или применяют ее однобоко: в основном хвалят детей за успехи в учебе. А если ребенок не может добиться успехов в учебе? Возникает замкнутый круг. Когда мы хвалим только за успехи в учебе, то подразумеваем такие качества как ум, сообразительность, стремление к знаниям. Но такая похвала не способствует развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребенка. Речь идет о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, об умении дружить, о милосердии,  сострадании, об ответе на недоброе добром.

     2. Старайтесь хвалить ребенка разнообразно, не ограничивайтесь словами «умница», «молодец». Эти слова малоинформативные для формирования образа «Я». Можно назвать ребенка «молодцом» за то, что он дал «сдачи» и за то, что он смог простить обидчика – качества личности формируются противоположные. Давайте ребенку понять, что  у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.

     3. Похвала как костыль. Нужно ребенка особенно хвалить за те поступки, которые даются ему с наибольшим трудом. Надо также облегчить задачу ( н-р., в случае, когда ребенок застенчив, замкнут) и дать похвалу авансом. Это и есть своеобразный психологический костыль. В других случаях, когда ребенок не может меняться с помощью одной похвалы, когда похвала-костыль воспринимается неправильно (ребенок проявляет своеволие, жадность, агрессию) реагировать следует по-другому, используя метод порицания и принцип последствий того или иного поступка (это тема другого «круглого стола»). Но потом, даже если вы чуть ли не силой вынудили ребенка послушаться, поделиться, остановиться и проявить доброжелательное отношение, нужно ребенка обязательно похвалить (н-р, за послушание), в сто раз превысив эмоции положительные в сравнении с теми отрицательными, которые были. Когда окрепнет душа – отпадет необходимость в  этих психологических «костылях». А пока силенок не хватает, надо поддерживать иначе упадет.

    4. Не ограничивайтесь перечислением хороших поступков, ведь ребенок не многофункциональная машина, а человек. Хваля ребенка, чаще называйте его хорошие качества. Полезно самим эти качества написать, выражая их прилагательными, а не только поступками. Написать не только те положительные качества его личности, которые есть, но и те, которые могут быть. Это тот случай, когда полезно стремиться к идеалу – это духовный рост и духовно-нравственное воспитание вашего ребенка. Никогда не используйте по отношению к ребенку прилагательные с частицей «не», а также такие, как «ленивый», «трусливый», «неряшливый» и т.п. Напомним, что образ «Я» у ребенка формируется из того, что он о себе слышит, т.е., в основном, посредством слова.

      А если захвалим? Наших детей захвалить невозможно, родительская похвала может лишь частично вознаградить ребенка за те тягостные переживания, которые выпали на его долю.

      5. Если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм, следует чаще хвалить ребенка за то, что он делает не для себя, а для других, а в особенности для мамы, папы, старшего поколения, младших. Если вы видите, что тот или иной вид деятельности уже не вызывает у ребенка затруднений, а он по-прежнему жаждет похвалы, то сделайте так, чтобы плодами его деятельности могли пользоваться окружающие, и хвалите его за заботу о других. Допустим, ребенку плохо дается рисование, поскольку у него проблема с мелкой моторикой. Сначала нужно одобрять любой его рисунок, хвалить за старательность, усердие. Ну а когда страх неуспешности  будет преодолен, хвалите его за то, что он нарисовал рисунок в подарок бабушке, собираясь на прогулку, не только оделся сам, но и помог сестренке (добрый, заботливый).

       Все вышесказанное, разумеется, не означает, что ребенку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть намного, в несколько раз, меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным. Иначе замечания цели не достигнут, а ребенок начнет бодрить себя сам. Только вряд ли вас его методы приведут в восторг.

        За пренебрежением похвалой  скрывается неблагодарность, в данном случае, Богу, даровавшему нам малыша, в котором (даже в самом трудном!) всегда есть много хорошего и доброго. Мы же склонны воспринимать хорошее как должное и куда охотнее фиксируем  свое внимание на плохом. Слова «Как я рада, что у меня есть, такой хороший!» - хочет и должен слышать каждый ребенок. Хотя это, повторюсь, не исключает ни замечаний, ни наказаний, ни разумной строгости.

        Следующая форма вербального поощрения – это благодарность.  Благодарность стоит выше похвалы и в формировании духовно-нравственных качеств ребенка имеет огромное значение. Ребенку надо чаще говорить спасибо – это действительно волшебное слово способно творить чудеса.

 Литература

1.Шишова Т.Л. Как правильно хвалить ребенка? – М.,2002.

2.Специальная дошкольная педагогика  /Под ред. Стребелевой Е.А./- М.,2001

   

   

   

     

     

     

                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога "Как правильно хвалить ребенка"

Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых)....

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?...

Хвалим ребенка правильно

Рекомендации для родителей о том, как найти золотую середину и правильно использовать пахвалу в воспитантии своего ребенка....

Хвалим ребенка правильно

Консультация для родителей...

Хвалим ребенка правильно

Консультация для родителей...

Как правильно хвалить ребенка и поддерживать в ситуациях неудач.

Дети от природы любопытны и талантливы. Для них естественно хотеть узнавать, учиться, пробовать. Но уже в начальной школе родители замечают снижение мотивации к учебе. В...