Особенности нарушения звукопроизношения детей младшего и старшего возраста
консультация на тему

В статье описаны недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_narusheniya_zvukoproiznosheniya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нарушения звукопроизношения

детей младшего и старшего возраста

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения.

Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата? Языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата.

Некоторым детям лихо даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношения прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  • согласные звуки произносятся смягченно: «зюби» - (зубы), «толь» - (стол), значительно реже, но все – таки наблюдаются обратные явления – замена мягких фонем твердыми: «тота» - (тетя), «Луба» - (Люба);
  • большинство детей не произносят шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяют их обычно свистящими с, з; «лосадка» - (лошадка), «сапка» - (шапка), «зук» - (жук), «сетка» - (щетка);
  • дети совсем не произносят звук р: «ука» - (рука) или заменяют его другими звуками: л,л’ в, й: «колова» - (корова), «леза» - (роза), «йак» (рак), «кавман» - (карман);
  • звук л чаще всего смягчается: «люза» - (лужа), «толь» - (стол). Нередко л заменяется й: «туй» - (стул), «йампа» - (лампа), л заменяется звуком в «вапа» - (лапа);
  • звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» - (гуси), «тоска» - (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух – трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоупотребляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» - (стол), «леп» - (хлеб), «ципенок» - (цыпленок), «мачик» - (мальчик), «мнемножко» - (немножко).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются.

В среднем дошкольном возрасте к четырем – четырем с половиной годам, почти исчезает общая картина смягчения речи – она наблюдается лишь у немногих детей. У большинства детей появляются шипящие звуки; сначала они произносятся нечисто, но постепенно дети ими вполне овладевают. Очень характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, дети в одном и том же слове («сейчас», и через минуту это же слово звучит «сейцас» или «жук зуззит»). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - и тут же ребенок говорит: «часы».

Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят  к правильному произношению звуков ш, н и звука р. Ребенок начинает часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад).

Большинство детей среднего дошкольного  возраста уже произносят звук р, но владеть им прочно многие еще не умеют. Пропуск звука р в слове отмечается редко, большей частью он заменяется звуками л, ль, й.

Словопроизношение  детей 4 – 5 лет становится чище, яснее, в меньшей мере встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов.

У детей старшего дошкольного  возраста мышца артикуляционного аппарата достаточно окреплен и дети способны правильно произносить все звуки  родного языка. Однако, у некоторых детей  в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р; у других детей может быть неправильное формирование звуков: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с, з – межзубные. Некоторые дети недостаточно четко дифференцируют группы звуков, чаще это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых  звуков, свистящих и шипящих: с – ш,  сь – щ,  з – ж, ц – ч; звуков р и л.

Ясность, внятность речи во многом  зависит  и от того, как быстро  говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правильно речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах определенные звуки,  недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность, могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи.

Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшается звукопроизношение, дикция.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с  дефектами произношения звуков имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение  которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия,  дизартрия, ринолалия,  алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в логопедические  группы, где им окажут соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступает в массовые школы и успешно усваивает программный материал.  

Литература:

  1. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок».

2. Рождественская В., Радина Е. «Воспитание правильной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста для детей с нарушением зрения.

Программа направлена на решение  коррекционных задач в работе с детьми с нарушениями зрения....

Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушен...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...