Игротека для родителей "Играем, слушаем, подражаем - фонематический слух развиваем"
консультация по теме

Березовская Анна Леонидовна

Представлена консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  В консультации предложены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematich._sluh.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

     Уважаемые родители!

   Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

   Под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой :  миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

   Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки»,«собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

   Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз; различение близких по звуковому составу слов; различение слогов; различение фонем. В каждом этапе есть свои игры и упражнения.

 Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру.

   Предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию фонематического слуха:

I. Узнавание неречевых звуков. 

  • Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
  •  Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

  • Игра «Узнай по голосу». В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
  •  Игра «Эхо». Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
  • Игра «Скажи, как я». Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

 III. Различение близких по звуковому составу слов. 

  • Игра «Светофорик». У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
  •   Игра «Хлопни – топни». Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
  •  Игра «Исправь ошибку». Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла по дороге вдоль села.

 Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

 Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

  • Упражнение «Какое слово не подходит?» Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша
  •   Игра «Доскажи словечко». Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

 Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома. В гости к нам пришла… (ЗИМА).

 Би – би – би – гудит машина - не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

  • Игра «Повторюшки». Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;

- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;

- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; далее по три слога:

-  па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;

-  с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;

  • Упражнение «Простукай слово». Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

      V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

  • Игра «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
  •  Игра  «Повторялки» Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

  Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...

Развиваем фонематический слух

Фонематический слух позволяет узнавать и различать фонемы одного языка (различать звуки речи, делить слова на звуки и соединять звуки в слова). Такие умения важно сформировать до того, как ребено...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

"Дома играем, фонематический слух развиваем".

Консультация для родителей детей с ОНР первого, второго уровня....

Консультация "Нужно ли развивать фонематический слух?"

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе....

Буклет "Играем - фонематический слух развиваем"

Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям в развитии фонематического слуха....

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...