Советы родителям учеников 6-7 класса
консультация на тему

Рась Вера Васильевна

Советы педагога-психолога родителям, дети которых вступают в сложный период переходного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста: 6 и 7 класса

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых и послушных они вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названиях: «переломный», «трудный», «переходный». Это период перехода от детства к взрослости.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Период 11-13 лет психологи относят к младшему подростковому возрасту.

Основным новообразованием подросткового возраста принято считать возникающее у подростков чувство взрослости – представление о себе уже не как о ребенке, стремление быть и считаться взрослым.

По внешним признакам ситуация развития в подростковом возрасте мало чем отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростков остается прежним – они учатся в школе и находятся на иждивении родителей и государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослыми нет никакой разницы. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и  идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Конечно, подростку далеко еще до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни, претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике и в манерах. Где теперь тот прежний милый, воспитанный ребенок, которого так просто было уговорить надеть именно ту куртку, а не эту, или запретить ходить зимой без шапки?

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает внутреннее чувство – отношение к себе, как к большому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым еще более усиливается, если не находит отклика у окружающих, а так бывает достаточно часто. Стремление ребенка к самостоятельности часто сталкивается с неготовностью и нежеланием родителей понять и принять это.

Физические изменения.

В период подросткового возраста в организме ребенка происходят кардинальные изменения. Дети вступают в период полового созревания. Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе, и деятельность эта обуславливает скачок в росте и половое созревание. Изменяется внешний облик подростка, перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Это порождает массу неприятных переживаний у школьников. Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростков. Чаще всего они своим видом и телом недовольны.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Это тоже может являться причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, головокружения, головных болей, быстрой утомляемости. Подростковый возраст характеризуется бурным подъемом энергии, но и повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Физическое или умственное переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений.

Половое созревание имеет большое значение в возникновении новых психических образований. Эти изменения делают его объективно более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу. Для возраста 11-13 лет характерна романтическая фаза полового влечения. Она характеризуется повышенной чуткостью к эмоциональным проявлениям, мечтами, платоническим влечением к противоположному полу.

Интеллектуальное развитие.

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда. Игра, которая прежде выполняла ведущую роль, уходит на второй план.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль. Конечно, подростки 11-13 лет еще не могут предварительно планировать свою деятельность, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Подростки могут длительно удерживать внимание на работе, на которую они мотивированы, и поддерживать высокий темп работы.

В этом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память. Кроме того, бурно развивается мышление, и   для подростка запоминать – это значит мыслить. Большое развитие получает письменная, монологическая речь, чтение. Монологическая речь преобразуется от умения пересказать небольшой отрывок текста до способности вести рассуждение, чтение – от умения читать правильно и бегло до способности декламировать наизусть, письменная речь улучшается в направлении способности самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Личностное развитие.

Обычно процесс интеллектуального развития детей начинается и завершается чуть раньше, чем процесс их формирования как личностей. Становление ребенка как личности завершается уже в годы юности. Подростничество – самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.

Развитие волевых качеств может быть выражена так: вначале подросток просто восхищается ими у других людей, завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Потом подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет), и, наконец, приступает к самовоспитанию (12-13 лет). Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей, проявляется и у мальчиков, и у девочек. Однако выработка таких качеств идет у них по разному пути.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка, - это более высокий уровень самосознания. Возникает потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, оценивать себя и сравнивать с другими людьми (рефлексия).

Межличностные отношения.

Для младшего подросткового возраста (11-13 лет) характерным является отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. В начале подросткового возраста меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Не случайно практически все учителя жалуются: «дети не хотят учиться». Теперь их в большей степени занимают взаимоотношения со сверстниками, а учеба до определенного момента отходит на второй план. Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми подчиняются более строгим правилам. Общение для подростков становится самостоятельным видом деятельности, и значение его не меньше, чем значение всех остальных дел. Поэтому нередко они отходят от семьи и школы и начинают больше времени проводить со сверстниками.

Основная причина конфликтов со взрослыми в этот период заключается в расхождениях в понимании прав и обязанностей подростка. Часто взрослые не успевают перестроиться на новый стиль общения с подростками и относятся к ним по-прежнему как к младшим школьникам. Подросток же требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Процесс осложняется тем, что у школьников сохраняется в поведении много чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие способности действовать ответственно и самостоятельно в нужный момент.

Учебная деятельность.

У младших подростков отношение к учебному предмету т прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых оценок. Многим нравится то, что дается легко и приносит успех. Дифференцировка учебных предметов на интересные и неинтересные во многом определяется качеством преподавания и личными интересами подростка, а деление уроков на «нужные» и «ненужные» связано сформированием профессиональных намерений. Сохранение интереса к науке, развитие его находится в руках учителя!

В связи с развитием внеучебных интересов существует опасность, что учение может стать только формальной деятельностью. Одно только абстрактное понимание необходимости учения в школе – недостаточный для подростка стимул к работе. Позиционные мотивы (например, стремление быть первым в классе и занимать тем самым иное положение по отношению к остальным) обладают большей побудительной силой. Отсутствие интереса к усваиваемым знаниям веред к распаду учебной деятельности, и учение может превратиться в неинтересный, тяжелый труд.  

Педагог - психолог, курирующий детей 6 - 11 классов - Чинючина Алина Равилевна.

http://74203s015.edusite.ru/p21aa1.html



Предварительный просмотр:

Всемирный день здоровья "Депрессия: давай поговорим"

Печать

   07.04.2017  

Всемирный день здоровья ежегодно проводится 7 апреля. В этом году темой Всемирного дня здоровья стала помощь людям, страдающим депрессией. День проходит под лозунгом "Депрессия: давай поговорим".http://www.school38.org/images/1017-vsemirnyj-den-zdorovya.jpg

Депрессия поражает людей всех возрастов, из всех слоев общества, во всех странах. Она вызывает душевные страдания и влияет на способность людей выполнять повседневные задачи. 

Цель Всемирного дня заключается в том, чтобы все люди, страдающие депрессией во всех странах, могли обратиться за помощью и получить её, а до населения довести информацию о депрессии, её причинах и возможных последствиях, а также о том, какие существуют виды помощи по профилактике и лечению депрессии.

Главное, чтобы люди с депрессией не боялись обращаться за помощью, а их члены семьи, друзья и коллеги могли оказать им поддержку. Всемирная организация здравоохранения решила обратить особое внимание на три группы, которые подвержены особому риску: подростки и молодежь, женщины детородного возраста (особенно после родов) и пожилые люди (старше 60 лет).

Депрессия – это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела в течение по меньшей мере двух недель. У лиц, страдающих депрессией, обычно присутствуют некоторые из следующих симптомов: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины или отчаяния, а также мысли о причинении себе вреда или самоубийстве.

К депрессии могут привести: хроническое переутомление, стрессы и драматические ситуации, неправильное или плохое питание, недостаток солнечного света (короткий день зимой), неподвижный образ жизни (гиподинамия), некоторые заболевания или не стандартные ситуации.

Для того чтобы не впасть в депрессию необходимо заставить себя выполнять полезные, но не интересные на данный момент для Вас действия. Если ничего не делать – ничего не произойдет хорошего, жизнь будет казаться такой же серой и не интересной.

http://www.school38.org/images/depressiya.jpg

  1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда нужно изменить своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.
  2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в вашей жизни, но вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.
  3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее. Жизнь продолжается и в вашей жизни ещё будет много нового, интересного и прекрасного.
  4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.
  5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.
  6. Попробуйте частично или полностью изменить образ жизни или всю свою дальнейшую жизнь, поставьте новые цели. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.
  7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг вас. Дарите больше любви, добра и тогда с вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие люди и всегда в жизни будет только белая полоса везения и удач.
  8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Запишитесь и участвуйте в каком-нибудь тренинге по теме, которая могла бы быть для вас полезной и даже интересной. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

Помогите себе сами, заставьте себя постоянно выполнять вышеприведенные советы и заметите, что многогранный мир вокруг вас наполнился красками, а действия стали правильным образом вашей жизни. Жизнь продолжается!

 

http://hmgma.ru/upload/Foto/listovka-1.jpg

http://hmgma.ru/upload/Foto/listovka-2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям учеников 9 класса

http://schoolbab.ucoz.ru/publ/v_pomoshh_roditeljam/byt_vsegda_rjadom/2-1-0-41 ссылка на материал...

Советы родителям учеников 9-11 классов

Советы по подготовке учащихся к экзаменам....

Полезные советы родителям учеников

Ребенок хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напро...

памятка для родителей учеников 7-9 классов по предупреждению зависимостей

Возраст 7-9 классов- подростковый, когда происходит взросление человека, становление его психики. характера. Важно родителям не упустить данный момент. памятка по предупреждению зависимостей может пом...

Рекомендации и советы родителям учеников 8-10 классов.

Данная презентация разработана для родительских собраний....

Рекомендации и советы родителям учеников 11 классов.

Данная презентация разработана для родительских собраний....

Памятка родителям учеников 5-6 классов

Памятка родителям учеников 5-6 классов...