Роль родителей при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе
статья (11 класс) на тему

Роль родителей при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе. Основными факторами, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс. Рекомендации. Советы по подготовки к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе

Выпускные экзамены – один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий его будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и их родителей. Больше того, ЕГЭ – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно и уровень тревоги учеников. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого Государственного Экзамена. Как же поддержать выпускника?

Единый Государственный Экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся одиннадцатиклассники, их родители и педагоги.

Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональном стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него:

- Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.

- Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем ребятам, кто знает материал.

II. Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс

Основными факторами, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс являются:

- негативный настрой;

- ситуации неопределенности и ограничения времени;

- сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать.

Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например, медленный темп, длительное вырабатывание, трудности планирования, психофизиологические качества – сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение. Нам, педагогам, хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничего не делал, учился без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы.

III. Наши рекомендации

Ученики 11 класса должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практических занятиях учителя показывают ученикам, как это правильно делать.

Правильно организованные пробные экзамены позволяют снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, внесут позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшими приемами аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях. Педагог помогает каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обращает внимание на значение здорового питания.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что он все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемами мобилизации и концентрации.

ЕГЭ – это одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокое значение, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут послужить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставь перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

 Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ.

IV. Как же готовиться к экзаменам

Вот некоторые полезные советы:

  1. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
  2. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимает эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
  3. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевает, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  4. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
  5. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривая детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятно допущения ошибок. В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния подростка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого Государственного Экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ – разработать индивидуальную стратегию подготовку, то есть найти те приемы и способы, которые эффективны и полезны для Вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Уважаемые родители, терпения, мудрости и любви к Вашим детям. Удачи Вашим детям и Вам при сдаче экзаменов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в подготовке ребёнка к школе

Роль родителей в подготовке ребёнка к школе...

Родительское собрание «Роль родителей в подготовке домашнего задания»

Родительское собрание«Роль родителей в подготовке домашнего задания»...

Роль родителей в подготовке к ЕГЭ

Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении проблемы, но заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоя...

Роль родителей в подготовке домашнего задания

Советы родителям, как помочь ребенку и не навредить....

Родительское собрание "" Практическая помощь и роль родителей при подготовке к ЕГЭ в 11 классе""

Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовке выпускников к экзаменам....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....