Рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыка смыслового чтения
материал по теме

Фирсова Татьяна Геннадьевна

Для активации словарного запаса ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые слова; при составлении пунктов  плана так же включали необходимые слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации
по использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыка смыслового чтения.

I. Упражнения, направленные на развитие смысловой догадки:

1. Работа с таблицей слов.

2. Упражнения на различение (мел-мель, мал-мял).

3. Назови лишнее слово.

4. Назови одним словом (группа слов).

5. Составление слова из букв.

6. Перевертыши.

7. Чтение двусложных слов с одной пропущенной гласной:

Г…ра, п…ле, к…сА.

8. Чтение слов с двумя пропущенными гласными:

Д…р…во, в…т…р и так далее.

9. Чтение незаконченных предложений:

Дверь была… .

Солнце уже… .

Утром шел… .

10. Чтение связных текстов с пропущенными словами:

После холодной зимы наступила … .

Яркое … прогревает землю.

11. Прогнозирование (по названию догадайся, о чем будем читать?)

12. Придумай свое название рассказу.

13. Работа с деформированным текстом.

14. Зрительные диктанты.

II. Словарная работа.

Методические  требования: на каждом этапе урока – не более 3 слов.

        1. Подготовительный этап. (Критерии отбора слов:

  • Обширность объяснения значения слова;
  • Возможность объяснения слова вне контекста;
  • Смысловая значимость для понимания фактического содержания;

Проводится предварительное чтение слов со сложной слоговой структурой: со стечение 3-4 и более согласных, с удвоенной согласной, слов с ь ъ знаками.

2. Первичное чтение. (Критерии отбора слов – краткость пояснения значения слов, подбор синонимов)

3. Аналитическое чтение (Критерии отбора слов являются слова от контекста:  

  • Многозначные слова с переносным значением;
  • Фразеологические обороты речи;
  • Художественно-изобразительные средства произведения: метаморфозы, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Для активации словарного запаса ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые слова; при составлении пунктов  плана так же включали необходимые слова.

Межпредметная связь:

  • С какими словами познакомились, составьте словосочетания, предложения.

III. Упражнения направленные на формирование навыка смыслового чтения речевых умений и навыков.

        1. Составление плана.

        Методические требования к составлению плана:

  • План должен отразить основные моменты сюжета, т.е. воспроизводить события и последовательность. А также характерные черты персонажей, лексику произведения.
  • Должны логически подводить обучающихся к выделению главной мысли.
  • Заготовки плана в младших классах составляются в виде развернутых или вопросительных. С 6-го класса составляется цитатный план. С 8 класса пункты плана могут быть в форме назывных предложений.
  • В  специальной (коррекционной) школе VIII вида составляется простой по степени детализации план, который включает только основные пункты без подразделения на подпункты.

2. Пересказ прочитанного

                Виды пересказов:

  • Подробный;
  • Краткий;
  • Выборочный;
  • С изменением лица рассказчика;
  • Пересказ по опорным словам;
  • Пересказ по плану

3. Ответы на вопросы по содержанию.

4. Проблемные вопросы.

5. Устное рисование.

6. Оценка поступков героев, характеристика героев.

VI. Виды работ над текстом

        1. Чтение по готовому плану.

        2. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить. Подготовка к сложному (краткому) пересказу).

        3. Чтение, поиск отрывка к рисунку.

        4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

        5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

        6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.

        7. Беседа с сопровождением выборочного текста.

8. Нахождение в тексте выводов.

9. Нахождение в тексте предложений, выражающих главную мысль произведения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.

Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании....

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Формирование навыков смыслового чтения посредством использования практико-ориентированных задач

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.- Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оцениваетс...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Формирование навыка смыслового чтения (рекомендации для родителей)

Рекомендации для родителей. Родителям рассказывается о  приёмах работы с детьми по формированию навыка смыслового чтения....