Устранение нарушений звукопроизношения.
статья

Хромина Алла Сергеевна

Устранение  нарушений  произношения звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustranenie_narusheniya_proiznosheniya_zvukov.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устранение нарушения произношения звуков

       Многие  родители  спрашивают: «В чём заключается работа над устранением нарушения звуков? Как долго она длится? Действительно ли можно научить ребёнка произносить  тот или иной звук? До какого возраста  можно успешно проводить работу над произношением?»

        Работа над произношением звуков не одноразовое мероприятие, а сложный и достаточно длительный процесс (от нескольких месяцев до 2-3 лет, в зависимости от сложности речевого дефекта).

     Процесс коррекции звукопроизношения протекает в несколько этапов:

     Первый этап – подготовительный. В него входит освоение упражнений артикуляционной гимнастики, помогающее лучшему управлению,  координированию  работы  мускулатуры, отвечающей за речь. Артикуляционные упражнения в лёгкой игровой форме помогают ребёнку принимать  положения языка, губ, характерные для определённых звуков. На их основе логопед осуществляет «постановку» звуков. «Поставить» звук – это значит научить пациента правильно,  в соответствии с нормами русского произношения, произносить тот или иной звук. В ряде  случаев, необходимо использовать так называемый логопедический массаж. При помощи массажа органы артикуляции  становятся более гибкими, послушными. В результате –  облегчается  работа не только специалиста, но и  пациента.

       Второй этап – постановка звука. Логопед учит ставить язык в нужное место, принимать определённое  положение губ, направлять воздушный поток и различать правильно произносимый звук,  «чистый» - как говорят логопеды, от  неправильных  вариантов.

       Третий этап – автоматизация звука. Это самый длительный этап. Его задача – дать возможность  пациенту привыкнуть к новым условиям произношения. Автоматизация проводится постепенно. Сначала закрепляется умение произносить чистый звук  в слогах, затем  в словах, фразах. «Привыканию» к звуку   помогает заучивание стихов,  чистоговорок, скороговорок. Затем  включатся чтение (если пациент не дошкольник),  и  пересказ текстов, составление рассказов  по разнообразной тематике. Для взрослых людей обязательно включаются тексты по профессиональным или учебным  направлениям. 

       При необходимости, проводится работа по дифференциации

(различению)  похожих  звуков или тех, что ребёнок путает в речи. Например: «Ш» и «С»,  «Р» и «Л» и т.д.

        Таким образом, в ходе коррекционной  работы ребёнок,  не только  сможет научиться произносить тот или иной звук, но и  активно пользоваться им в речи. 

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм включает:1. Совместная работа;2. Источники информации о семейном неблагополучии;3. Дополнительные источники;4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка;5. Эффективные м...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Причины неуспеваемости и способы ее устранения

Размышления на тему, почему те или иные учащиеся неуспешны в изучении математики, и о том, как сделать процесс обучения математики более  результативным....

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"

Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...