Советы по развитию познавательных процессов у ребенка
статья

Молоткова Татьяна Александровна

Советы по развитию познавательных процессов у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_po_razvitiyu_poznavatelnyh_protsessov_u_rebenka.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у ребенка

       Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
       В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагогов и родителей.
       Развитие
познавательных способностей - это готовность и прогрессивное изменение процессов индивида, ведущих к более высокому уровню достижения знаний.

Память
       Большие изменения происходят в процессах памяти младшего школьника. Поэтому младшие школьники легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.
       Что поможет младшим школьникам лучше запомнить:

  • Многократное прочтение материала
  • Чередование чтения и пересказа
  • Использование наглядного материала
  • Запоминание в процессе игры или трудовой деятельности
  • Запоминание с элементами соревнования, оценки, поощрения
  • Осмысленное запоминание (ребенок должен понимать, что он учит и зачем, так запомнит скорее)
  • Отдых между заучиванием и «чистовым» воспроизведением (материалу нужно «осесть», закрепится в памяти)

       Так же нужно помнить, что память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием.

Внимание
       В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо внимательнее. Но их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
       Развивать внимание можно по двум направлениям:

  1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
  2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

       Также нужно помнить, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым, когда они полностью заняты работой, требующей максимума умственных и двигательных усилий, она имеет яркую эмоциональную окраску и вызывает высокий познавательный интерес.

Мышление
       Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей психической функцией, от развития которой зависит формирование всех остальных психических процессов.
       В развитии мышления младших школьников различаются две основные стадии, приблизительно совпадающие с 1 – 2-м и 3 – 4-м годами обучения. На первой стадии ребенок лишь втягивается в школьную жизнь с ее особыми требованиями. Анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане.
       На основе систематической учебной деятельности к 3-му классу изменяется характер мышления младших школьников, они переходят на вторую стадию его развития. К 3-му классу большинство младших школьников овладевают соотношениями между признаками многих понятий, т.е. их классификацией.
       В развитии мышления помогают уроки рисования, такие уроки развивают образное мышление, способность представлять в уме разнообразные ситуации. Это - необходимое условие гармоничного умственного развития.

       Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребёнком достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его забот, волнений, переживаний. Педагогам и родителям необходимо не упустить время, использовать этот возрастной период для развития школьника.

Удачи Вам и вашим детям!

Педагог-психолог

Молоткова Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся

Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике  развития познавательных процессов учащихся...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.

Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторн...

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Презентация выступления на педагогическом совете "Приемы развития  познавательного интереса на уроках географии"...