Родительское собрание по теме "Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности семиклассника"
материал (7 класс)

Кострикова Ольга Васильевна

На собрании обсуждается проблема организации домашней учебной работы школьника и даются рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_rol_i_znachenie_domashnego_zadaniya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

Воспитатель: Кострикова О.В.

Родительское собрание

«Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности семиклассника»

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
  2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
  3. Предложить памятку для учащихся по выполнению домашних заданий.
  4. Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником.

Вопросы для обсуждения:

  1. Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.
  2. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
  3. Содержание и функции домашнего задания

Форма работы: беседа с  родителями, обсуждение проблемы .

Ход собрания

1.Вступительное слово.

Уважаемые родители, сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме - проблеме организации домашней учебной работы школьника.

Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: “Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Почему и в 7 классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, при изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Учащиеся стали подростками со своими страхами и комплексами: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает, и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, меняется само содержание домашнего задания.  Оно  большей не направлено только на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать). На среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против".

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

2.Функции домашнего задания.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если  он долго болел и  много пропустил или  не усвоил какую-то довольно сложную тему.

 Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.  

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное  задание.

 Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

  Основные признаки домашней работы – наличие учебного задания, определяемого учителем, и самостоятельная работа учащихся по его выполнению.

3.Содержание домашнего задания

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений;

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и т.д.;

г) выполнение творческих работ по литературе;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике;

ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

           Наряду с общими,  для всех учащихся,  нередко даются индивидуальные домашние задания. Индивидуальные домашние задания – задания, рассчитанные на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

4.Обсуждение вопросов с родителями

Открытые вопросы  для родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в этом году по сравнению с прошлым годом?_____________________________________

2.Помогаете ли вы ребенку в выполнении домашнего задания?_________________

3. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

4. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________

5. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

5.Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

6.Рекомендации родителям

На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Заключение

Таким образом, любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности. Домашнее задание способствует развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли. Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления, развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Систематизация создает основы для упорядоченного материалистичного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

Можно использовать для обсуждения выдержки из домашних или классных сочинений учащихся, а также статью, книгу, популярную телепередачу, кинофильм. Классный руководитель вместе с учащимися: подготавли...

Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

Классному руководителю в помощь проведения родительского собрания.Главные вопросы обсуждения:домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника,роль домашнего задания в самостоятельной ра...

Родительское собрание по теме "О значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника"

Презентация подготовлена к родительскому собранию по теме "О значении домашнего задания в учебной деятельности пятиклассника". В презентации приведены вопросы и  результаты опроса учащихся по вып...

сценарий классного родительского собвания по теме: «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»

родительское собрание проводилось в 5 классе.Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника, назначение домашнего задания в самостоятельной работе , особенности в...

Родительское собрание на тему: "О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника."

Родительское собрание, посвященное важной теме - выполнению домашнего задания учащимися. Цель: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних зада...

Родительское собрание на тему: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

Родительское собрание на тему: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. 5 класс...