МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"
методическая разработка

Аверченкова Юлия Николаевна

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Мастер-класс для родителей «Сказки Веселого Язычка»

Подготовила: учитель-логопед Аверченкова Ю.Н.

  1. Мастер-класс для родителей «Сказки Веселого Язычка»

Цель мастер – класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования артикуляционной гимнастики в жизни ребёнка.

  1. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики.

________________________________________________________________________________

Добрый вечер, уважаемые родители! Цель нашего сегодняшнего мастер-класса научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику, которая помогает нам в преодолении речевых нарушений.  Сегодня мы будем строить фундамент нашего дома...Что же такое речь?

Строим дом.

-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;

- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания;

   - крыша - развитие фонематического слуха.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить такие сложные звуки, как С, З, Ш, Ж, Л, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому. Научиться этому поможет артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Сегодня мы попробуем поставить себя на место наших детей. Ребёнок прилагает много усилий, чтобы заставить язычок повторить, то или иное упражнение. Монотонные упражнения не всегда нравятся ребёнку, язычок устаёт, и желание заниматься пропадает. Поэтому обычную гимнастику можно превратить в самое необычное путешествие  с Весёлым Язычком.

В которое мы с вами сегодня и отправимся!

Все упражнения мы будем выполнять перед зеркалами,  я вам буду их демонстрировать и подробно о них рассказывать. Основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало».

Сначала предлагаю вам выполнить упражнение для губ:

  1. Улыбка-трубочка-хоботок (2слайд)
  2. Упражнение «Ежик» 3 (слайд)

СКАЗКА «О весёлом Язычке»

5 слайд

Жил Весёлый Язычок в маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел влево, вправо, вверх, вниз.

6слайд

Посмотрел на часики. Ходят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево-тик, вправо-так,Тик-так, тик-так.

7 слайд

Язычок умылся. Открыл кран с горячей водой : Ш-Ш-Ш, открыл кран с холодной водой: С-С-С. Почистил зубки сначала нижние, затем верхние прополоскал рот. Умылся еще раз

8  слайд

На улице тепло, сияет солнышко и решил пойти гулять. Он вышел во двор и увидел качели, как хорошо кататься на них вверх, вниз. Язычок наш захотел:На качелях полетел!Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись!

9 слайд

Покатался язычок и пошел дальше, а на встречу ему сердитая кошка, выгнула спинку. Погладил он кошку...

10 слайд

Налил ей в чашку молока. Вот такая чашечка была у кошки. ( Язык широкий положи, его в чашку преврати, чашку на губе держи, осторожно в рот вноси)

11 слайд

Язычок был очень трудолюбивым!

Всегда у него был порядок в доме.

Расстелил половичок на крылечке Язычок. Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор!

12 слайд

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

13 слайд

Стал язык наш маляром покрасил стены, заборчик и весь дом!

14 слайд

Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота»,

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

 Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как живешь -вот так

Вдаль глядишь-вот так

Ждешь обед — вот так

Машешь в след — вот так

Утром спишь — вот так

А шалишь — вот так!

15 слайд

Светит солнышко

с утра – в гости

к тётушке пора!

16 слайд

Сделал язычок все дела по дому и отправился к тетушке на блины!На лошадке по дорогеСкачет Язычок,И копытами лошадка - Цок, цок, цок, цок, цок,.

Или поехал на машине. Завёл моторчик бр-бр-бр-бр-бр

17 слайдТетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила,

чай заварила,

Даже варенья банку открыла

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить

 "пя – пя – пя")

18слайд

Тётушка племянничка весело встречает.Чай ему с вареньем тут же предлагает.Ах, ну очень вкусное у тетушке варенье - облизнулся быстро и сказал спасибо!Варенье приятное,  вкусное, ароматное. Язычок подними, варенье с губки оближи.

19 слайд Потом Язычок поиграл в футбол.

Будет языку веселье!) будет он сейчас играть — мяч в ворота забивать!

20 слайд

А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяниИ иголкой уколи.

21 слайд

Вот в лопатку превратился   и на губке развалился, распластался, растянулсяи губами улыбнулся!

22 слайд

Наигрался наш Язычок и отправился домой. Домик Язычка стоял на опушке леса. Идет по тропинке, а там на тонкой ножке стоит грибочек у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляйИ грибочек ты срывай.

23 слайд

Язык наш змейку   не боится,В неё он может    превратиться. Вперёд-назад,                     вперёд-назад,Не напугает он ребят!

24 слайд

Скрылось солнце за горой,

Язычок пришёл домой,

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк!

25 слайд

Так живёт наш  Язычок                          

   В маленьком
 домишке,
Превращается во всё
На радость всем
                 детишкам!

_________________________________

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ!

А сейчас я хочу вам подарить  Буклеты «Сказка о веселом язычке».

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем  Творческих успехов!

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики следующие:

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.

3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение.

6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.

8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

Фонематический слух-основа правильной речи

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"

Артикуляционная гимнастика -  это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...

Презентация"Ф онематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...